На понижение самооценки

Когнитивная терапия основывается на утверждении, что наше мнение о себе (также как и о других людях и о жизни) полностью известно. Его корни — в нашем жиз­ненном опыте. В таком случае ваше мнение о себе являет­ся тем заключением, к которому вы пришли после того, как с вами произошли определенные события. Это означа­ет, что несмотря на то, что эти события ничего не значат и устарели, тем не менее их можно осмыслить — ведь однаж­ды они вызвали определенные чувства, получившие про­должение.

Осмысление возможно разными способами — прямой опыт, наблюдения, различные средства, с помощью кото­рых вы можете слушать, что говорят и делают вокруг другие люди. Наглядный опыт, получающий мысленное оформле­ние, часто (хотя и необязательно) проводится нами в ран­нем возрасте. Увиденное, услышанное, пережитое в детст­ве в семье, в обществе, в котором вы жили, в школе, среди ровесников оказывает влияние на формирующееся мыш­ление, и эти особенности сохранились до сегодня. Ряд пе­режитых событий может вызвать дурное мнение о себе. Не­которые из них описаны ниже. Затем каждое рассматрива­ется более подробно.

Табл. 2. Жизненный опыт, приводящий к снижению самооценки

В раннем возрасте:

• регулярные наказания, пренебрежение, запреты

• несоответствие родительским требованиям

• несоответствие принятым среди ровесников стандартам

• наблюдение и переживание чужих стрессов

• принадлежность к семье или социальной группе, к которым относятся с пренебрежением

• отсутствие положительных факторов (напр., похвал, любви, теплого отношения, интереса)

• ощущение себя «изгоем» дома

• ощущение себя «изгоем» в школе

В зрелом возрасте:

• дискомфорт на работе, запугивание и т.д.; оскорбле­ния от родственников, вызывающие стресс и приводящие к лишениям, незащищенности от травм

Регулярные наказания, пренебрежительное

отношение, запреты

Ваше мнение о себе и самооценка могут быть результа­том того, как с вами обращались в детстве. Если с детьми обращаются плохо, то часто они думают, что это — реакция на их недостатки и их надо как-то исправить. Если вас час­то наказывали (особенно если наказания были слишком строгими, необоснованными и бессмысленными) или к вам пренебрежительно относились, оставляли на произвол судьбы, многое запрещали — все это оставило следы в ва­шей психике.

Дядя (брат отца) и его жена удочерили Брайони после того, как ее родители погибли в автокатастрофе. Девочке

было семь лет. У ее приемных родителей уже были две старшие дочери. В семье Брайони стала козлом отпущения. Во всем винили ее. Она ничего не могла сделать хорошо. Брайони была нежной маленькой девочкой. Она изо всех сил старалась быть хорошей, но ничего не действовало. Каждый день ее снова наказывали. Ее лишили возможности общаться с друзьями, заставили бросить за­нятия музыкой, которую она любила. Она работала по до­му больше, чем была должна. Брайони все больше запутывалась. Она не могла понять, почему все, что она делает, неправильно.

Однажды в полночь (Брайони было одиннадцать лет) се приемный отец тихо вошел к ней в комнату. Он закрыл ей рот рукой и изнасиловал ее. Он сказал ей, что она гряз­ная и отвратительная. Что она сама его об этом попросила, и если Брайони расскажет кому-нибудь о случившемся, ей никто не поверит, потому что все знают, что она грязная маленькая лгунья. После этого девочка в ужасе еле передвигалась по дому. Никто не замечал ее и не позаботился о ней. В этот момент и сформировалось ее мнение о себе. Она - плохая. Другие могли это заметить и потому обра­тились с ней соответственно.

Несоответствие родительским требованиям

История Брайони - крайний случай. Для формирова­ния плохого мнения о себе совсем необязательно, чтобы с ними обошлись именно так. Менее жестокое обращение и критика также могут оставить свой след. Если окружающие обращались с вами так, будто все, что бы вы ни сделали, недостаточно хорошо; если смотрели исключительно на ваши ошибки и недостатки, не обращая при этом внимания на ваши успехи и сильные стороны; если вас дразнили, высмеивали, «затыкали» и принижали - все это (даже с не-

меньшей интенсивностью) могло привести к понижению самооценки.

Отец Джесса был страховым агентом. Он не смог удовлетворить свои амбиции и стать менеджером. Объяснял это тем, что его родители в свое время не поддержали его, ког­да он учился в школе. Они никогда особенно не интересо­вались, чем он занимается. Он беспрепятственно прогули­вал школу и не делал домашних заданий. Он решил не до­пустить подобную ошибку с собственными детьми. Каждый вечер, за ужином, отец спрашивал их о том, что они выучи­ли. Каждый должен был ответить, и ответить прилично.

Джесс помнил, как он боялся, когда машина отца подъезжала к дому. Это означало очередной допрос. Маль­чик был уверен, что все выветрится у него из головы, и он не в состоянии будет о чем-то думать и что-то отвечать. Когда такое случилось, на лице отца изобразилось недо­вольство. Джесс увидел, что разочаровал его. Он чувство­вал, что вполне заслуживает последующего строгого до­проса. «Если ты не можешь ничего сделать лучше, — про­изнес отец, — ты ничего не добьешься в жизни». Джесс полностью был с ним согласен. Было ясно, что он недоста­точно хорош: он бы никогда не смог этого добиться.

Несоответствие общепринятым стандартам

среди ровесников

Дети и молодые люди могут быть подвержены сильно­му влиянию не только со стороны своих родителей, но и со стороны ровесников. Особенно это происходит в юности, формируется различие полов, и каждый подросток входит во взрослый мир. Ощущение того, что вы не в состоянии соответствовать принятым среди ваших ровесников стан­дартам, может быть очень болезненным и оказать дальней­шее влияние на вашу самооценку.

Карен была привлекательной, сильной, энергичной девушкой, любящей спорт и танцы. Она выросла в то вре­мя, когда идеалом считалась чрезвычайно тонкая фигура при высоком росте. И хотя Карен не много весила, ее фи­гура была далека от этого идеала. Мать девушки старалась придать ей уверенности, говоря ей, что она «хорошо сло­жена». Столь нелепое утверждение не придало девушке уверенности в себе, а вызвало обратную реакцию. Хоро­шая фигура не была ее самоцелью. Друзья Карен были помешаны на моде и часами могли бегать по магазинам и примерять одежду. Карен рада была к ним присоединить­ся, но, находясь в примерочной, она начинала мучиться от сознания своей неуклюжести и смущалась. Каждое зерка­ло говорило ей, как далека ее фигура от идеала. Ее широ­кие плечи и полные бедра были совершенно не такими, как надо.

Карен решила сесть на диету. За две недели она сброси­ла несколько фунтов. Друзья находили, что она выглядит превосходно. Карен была в восторге. Она продолжала огра­ничивать себя в еде и терять вес. Но почему-то, сколько она ни старалась, ей не удавалось достичь своего идеала. И ей постоянно хотелось есть, В результате она бросила дие­ту и вновь стала есть нормально, и даже объедаться. Это по­ложило начало обжорству. Карен никогда не была доволь­на своей физической формой. Она всегда считала себя тол­стой и некрасивой.

Переживание чужих стрессов

Даже в любящей семье, где родители искренне любят и по достоинству оценивают детей, различного рода обстоятельства могут создать подавляющую атмосферу и вызвать стресс, который окажет сильное влияние на детей. Родите­ли, находящиеся в состоянии стресса, загруженные рабо-

той и домашними делами, могут не иметь достаточно тер­пения и снисхождения к естественному для детей непослу­шанию и их неумению всегда себя контролировать и все ус­певать.

Джефф рос энергичным, смелым, любознательным мальчиком. С первых шагов он должен был все потрогать. Увидев что-то, он тотчас бросался это изучать. Он почти ничего не боялся; едва начав ходить, он забирался на дере­вья и нырял в глубоких местах, не раздумывая. Его мать го­ворила, что ей следовало бы иметь глаза на затылке, чтобы она могла уследить за ним. Родители Джеффа гордились любознательным и пытливым умом сына и находили его забавным и очаровательным.

Когда Джеффу было три гола, родились двойняшки. В то же самое время отец потерял работу и ему пришлось ус­троиться на менее оплачиваемую должность. Семья пере­ехала из собственного дома с садом в тесную квартирку на четвертом этаже блочного дома. Двое малышей вносили хаотический беспорядок. Отец Джеффа потерял интерес к работе, сделался мрачным и раздражительным. Мать по­стоянно уставала. В тесной квартире Джеффу некуда было выплеснуть свою энергию. Его интерес и любознатель­ность приводили к беспорядку.

На мальчике начали срывать гнев и раздражение. Так как он был еще маленький, он не понимал, отчего такая пе­ремена. Джефф изо всех сил старался сидеть спокойно и не создавать проблем, но вновь и вновь на него кричали и да­же иногда шлепали. То, что он непослушный и неуправля­емый мальчик, прочно укрепилось в его сознании. Даже будучи взрослым, стоило ему услышать неодобрение или критические замечания, Джефф начинал испытывать ста­рое ощущение собственной неправильности и безнадежно­сти — иными словами, неприемлемости своих действий.

Положение вашей семьи в обществе

Может быть и так, что ваше мнение о себе основано не только на том, как с вами лично обращались. Иногда причиной низкой самооценки является гот образ жизни, который ведет человек, его семья или его положение в обществе. Например: вы выросли в бедной семье, у ва­ших родителей были серьезные проблемы, из-за которых соседи презрительно к ним относились, вы были членом расовой, культурной или религиозной группы, к которой нее относились с враждебностью и презрением. Это мог­ло вас задеть настолько, что теперь вы на всех смотрите снизу вверх.

История, произошедшая с Арраном, показывает нам, как живой и подвижный ребенок пришел к выводу, что он ни на что не годен, потому что общество, в котором он живет, не приняло его семью.

Арран был средним из семи детей семьи путешест­венников. Его воспитывали мать и бабушка по мате­ринской линии; отца у мальчика не было. Жизнь была тяжелой. Постоянные денежные затруднения, отсутст­вие стабильности. Бабушка Аррана, яркая женщина с поразительно светлыми волосами, пьянствовала. Арран хорошо помнил, как его тащили по улицам в школу: ба­бушка толкала вперед старую детскую коляску, куда были втиснуты двое малышей, а старший и только что на­чавший ходить младший с хныканьем тащились позади. Из-за нехватки денег дети носили одежду из сэконд-хэнда, которая переходила от старших к младшим. Их свитера грязные, ботинки стоптанные, лица чумазые, полосы стоят дыбом. Время от времени бабушка оста­навливалась и кричала старшим детям, чтобы те пото­рапливались.

Особенно ярко в памяти Аррана запечатлелись лица людей, идущих им навстречу, когда те смотрели на прибли­жающуюся к ним семью. Он видел ухмылки, косые, неодо­брительные взгляды. Видел, как все избегают встречаться с ними глазами. Слышал их комментарии. То же самое было и в школе. На спортивной площадке и дети, и родители держались от его семьи на расстоянии.

Бабушка Аррана также знала об отношении людей к ее семье. И была горячим защитником семьи, конечно, на свой манер. Она могла начать вопить и ругаться, и выкри­кивать угрозы.

В течение всех дней, проведенных в школе, Арран ис­пытывал глубокий стыд. Он ощущал себя изгоем, и нападе­ние могло быть единственной защитой, Он постоянно дрался, перестал учить уроки, ушел из школы и оказался в компании молодых преступников. Он становился доволь­ным собой только тогда, когда удачно нарушал закон — ук­рал и не был пойман, избил и не был наказан.

Недостаток хорошего в жизни

Легко увидеть, как печальный жизненный опыт (по­добный описанным выше) может заставить вас считать се­бя дурным, неадекватным, низким, слабым и непривлека­тельным человеком. Но иногда причина вашего плохого мнения о себе является для вас загадкой. В детстве с вами не происходило ничего чрезвычайного — откуда тогда у вас проблемы с самооценкой?

Вполне возможно, что проблема не в наличии в зашей жизни каких-то драматических событий, а скорее, в еже­дневной нехватке хорошего, которое позволило бы вам оценить себя по достоинству. Например, может быть, вами недостаточно интересовались, недостаточно хвалили и по­ощряли, вам не хватало тепла и любви, подтверждения то-

го, что вы любимы, желанны и ценны. Возможно, у вас в семье, несмотря на видимое отсутствие жесткости, любовь и симпатии не выражались открыто. Если это так, то это могло повлиять на ваше мнение о себе.

Кейт выросла в Англии и была воспитана пожилыми родителями, принадлежащими к чопорному среднему классу. В глубине души это были хорошие люди, стремя­щиеся изо всех сил достойно воспитать свою единственную дочь и обеспечить ей будущее. Однако традиционные принципы не позволяли открыто выражать свои чувства. Единственным проявлением их любви к дочери было обес­печение ее всем необходимым. Родители тщательно следили за тем, чтобы у Кейт были приготовлены уроки, чтобы она сбалансировано питалась, была хорошо одета и имела много хороших книг и игрушек.

Когда девочка подросла, родители позаботились о том, чтобы она пошла в хорошую школу. Они водили ее на уро­ки этикета и плавания, оплачивали ее поездки с друзьями на каникулах. Но они почти не дотрагивались до нее — не было объятий, поцелуев, ласковых прозвищ. Вначале Кейт не вполне это сознавала. Но заметив, как открыто любят в других семьях, она делала все возможное. Во время прогул­ки она пыталась взять отца за руку — и чувствовала, как он отпускает руку как можно быстрее. Она пробовала обнять мать — и чувствовала, как та буквально деревенеет. Она пыталась рассказать о том, что у нее на душе, — и видела, как родители начинают неловко себя чувствовать и быстро ме­няют тему разговора.

Кейт сделала для себя вывод: реакция родителей вызвана тем, что с ней что-то не в порядке. Ее родители вы­полнили свой долг по отношению к ней — но не боль­ше. Это означает, что в действительности она не была любима.

«Изгой» в семье

Еще одно интересное обстоятельство, приводящее к понижению самооценки, — это когда человек является «лишним», то есть не совсем «подходящим» для своей се­мьи. Может быть, вы были ребенком с художественными наклонностями в семье академиков; или энергичным, спортивным ребенком в тихой семье; или вы любили чи­тать и размышлять, а родители постоянно куда-то спеши­ли. Вы ничем не отличаетесь от своей семьи, но по какой-то причине вы не вписываетесь в семейные рамки и не со­ответствуете принятой норме. Возможно, вы испытывали лишь легкое смущение или порой видели добродушные на­смешки. Но иногда люди в подобной ситуации начинают.думать, что не соответствовать норме, — значит быть странным, недостойным человеком, хуже других.

У Сары был необычайный художественный талант. Од­нако се родители, преподаватели, считали научное образование самым главным в жизни. Они открыто восхищались двумя старшими сыновьями, которые очень хорошо учи­лись и школе, затем продолжили обучение и университете и стали врачом и юристом. Сара же была средней ученицей. У нее не было особенных проблем с учебой — просто она не блистала так, как хотели бы родители.

Ее талант заключался в её руках и глазах. Они делала на­броски и писала красками, и ее коллажи были полны движе­ния и цвета. Родители Сары пытались оцепить ее художест­венный талант, но рассматривали искусство и ручной труд как нечто тривиальное, как пустую трату времени. Они никогда открыто не критиковали ее. Но она замечала, как они откры­то радовались успехам старших сыновей, а к ее работам отно­сились равнодушно. Казалось, у них всегда есть более важные дела, чем рассматривать ее коллажи («Прекрасно, дорогая»).

И Сара сделала вывод, что она хуже других, более ум­ных людей. Став взрослой, она с трудом могла по достоинству оценивать свои работы, и перестала получать от них удовольствие. Если она попадала в компанию, где замечала кого-то умнее и образованнее, то сидела тихо, мысленно критикуя себя.

«Изгой» в школе

Такое же несоответствие в школе может привести к формированию плохого мнения о себе. Дети и молодые люди чем-то отличающиеся от других, могут подвергаться жестоким насмешкам и быть изгнаны. Для многих детей быть другим — означает быть хуже других. Это касается различий во внешности (цвет кожи, очки), по характеру (застенчивость, чрезмерная чувствительность), поведению (разное произношение, откровенная любовь к родителям в том возрасте, когда это уже считается непрестижным), способностям (слишком высокий интеллект и успеваемость в школе или медленное усвоение материала).

Крис рос счастливым ребенком. Но в школе у него начались проблемы из-за невыявленной легастении (дислексии). Он отставал по чтению и письму, и не мог понять, в чем дело. Крису были назначены дополнительные занятия учителем, и он был вынужден учиться читать дома по особому методу, которым никто больше не пользовался.

Другие дети стали смеяться над ним, обзывать тупицей и дураком. Он компенсировал такое отношение, став классным клоуном. На него всегда можно было рассчитывать, если надо было надерзить учителю или глупо напроказничать. Учителя начали терять терпение и объясняли все его проблемы ленью и невнимательностью. Когда родителей в оче­редной раз вызвали в школу для обсуждения его поведения, он сказал им: «А чего вы хотите? Я же дурак».

Проблемы в зрелом возрасте

Заниженная самооценка не всегда формируется с дет­ства. Даже очень уверенные в себе люди могут перестать оценивать себя по достоинству в результате каких-то собы­тий, происшедших с ними уже в зрелом возрасте (в том случае, если эти события оказали мощное влияние и имели продолжительный эффект). Например, когда человека за­пугивают и третируют на работе или вовлекли в грязную компанию; человек морально сломлен постоянным стрес­сом или материальными затруднениями и незащищен от травм.

История Джима показывает нам, как достаточно силь­ная уверенность в себе может быть разрушена таким обра­зом. Джим был пожарным. По работе он сталкивался со множеством несчастных случаев и пожаров и не раз спасал людям жизнь. У него было счастливое детство, он чувствовал, что родители его любят и ценят. Он считал себя силь­ным, компетентным человеком, способным отразить лю­бые жизненные невзгоды. Поэтому работал он хорошо, ос­тавался целым, невредимым и веселым, несмотря на свою трудную, рискованную и ответственную профессию.

Однажды, когда он ехал на машине по многолюдной улице, какая-то женщина неожиданно сошла с тротуара и оказалась прямо перед его автомобилем. К тому моменту, когда он смог остановить машину, она уже оказалась под колесами. У Джима под рукой всегда была аптечка первой медицинской помощи, и он выскочил из машины, чтобы посмотреть, что можно сделать. Затем, однако, он почувст­вовал сильную тошноту и шок и вернулся к машине.

Как и многие люди, ставшие свидетелями ужасных ка­тастроф, позднее Джим начал страдать от симптомов пост­травматического стресса. Он постоянно думал о случив-

шемся. Ему казалось, что пострадавшая «охотится» на него. Его мучило сознание своей вины — он должен был остановить машину и помочь бедной женщине. Он был напря­женным и раздражительным — совсем не такой, как всегда. Обычно, желая разделаться со своими трудностями, он говорил себе, что жизнь продолжается, что надо оставить проблемы в прошлом и жить настоящим. Поэтому Джим старался не думать о случившемся и не давать волю чувствам. К сожалению, он перешел границу. То, что он не смог предотвратить аварии, что ушел к машине и не смог справиться со своими чувствами, означало, что вместо сильно­го, компетентного человека, каким он себя считал, в дейст­вительности он оказался слабым и неадекватным челове­ком, находящимся на грани нервного срыва.

Между прошлым и настоящим:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: