Некоторые основные вопросы

Находится ли клиент в состоянии стресса? Одно из пер­вых заключений, которое грамотный специалист должен сделать сразу, - до какой степени клиент погружен в состояние напряжения или стресса. Консультант может помочь только тогда, когда имеет место состояние определенного психологического дистресса, возникающего из состояния некоего дисбаланса. Такие стрессы изначально и практически всецело могут иметь психический характер, и в их основании может лежать конфликт потребностей. Социально неприспособленный студент хочет стать более приспособленным и в то же время стремится защитить себя от чувства униженности и неполноценности, которые переживает в случае, когда пытается вступить в те или иные социальные отношения. Другого индивида могут разрывать на части сильные сексуальные желания, с одной стороны, и чувство вины - с другой. Чаще всего стресс вызван, по крайней мере отчасти, требованиями окружающей среды, вступающими в конфликт с потребностями индивида. Брак, например, накладывает на молодого человека новое обязательство - зрелую адаптацию, и это обязательство может переживаться как противоречащее его собственному желанию быть зависимым или его потребности видеть в сексе табу, или его потребности доминировать и подчинять. В других случаях требования внешней среды могут исходить от социаль­ной группы. Хулиган из окрестной шайки может либо вообще не чувствовать никакого внутреннего конфликта по поводу своей деятельности, либо переживать его в незначительной степени, но стресс или напряжение появ­ляются у него тогда, когда предъявляемые компанией стандарты вступают в противоречие с его собственными. Студент может вообще не переживать по поводу своей низкой успеваемости до тех пор, пока наказание со сто­роны руководства или преподавателей колледжа не вызо­вет в нем психологического стресса. Мы слишком дол­го - в основном, благодаря классической фрейдистской традиции - воспринимали конфликт как внутренний, психический феномен, не учитывая того, что в любом конфликте содержится весомая культуральная составля­ющая и что во многих случаях конфликт порождается определенным новым требованием культуры, которое вступает в противоречие с потребностью индивида.

Лечение средой может успешно использоваться даже при отсутствии такого напряжения. Например, шайку хулиганов можно - за счет обеспечения лучшего лидер­ства и хороших рекреационных условий - постепенно переориентировать с противозаконной деятельности на нормальную социальную активность, сделать это коррек­тно, без острых конфликтов между их собственными нор­мами и нормами сообщества.

Это справедливо и в отношении консультирования и психотерапии. Они могут быть эффективны лишь в том случае, когда существует конфликт потребностей и требований, который порождает напряжение и нуждается в разрешении. По сути, наиболее точно это можно выразить следующим образом: прежде чем будет достигнут те­рапевтический эффект, напряжение, вызванное конфлик­том, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт.<…>

Иногда забывают, что результаты любого типа психотерапии зависят от следующего допущения. Если индивиду помогут переориентироваться, реорганизовать свои установки в новые паттерны, то он сможет более успешно адаптироваться к жизни и при этом с наименьшими потерями. Он может сам найти для себя нормальные, здоровые способы удовлетворения своих потребностей посредством социально одобряемого поведения. Одно нетрудно заметить: некоторые индивиды настолько подав­лены неблагоприятными обстоятельствами или настолько слабы из-за личностной неадекватности, что никакое изменение установок не создаст нормальной основы для жизни. Например, малолетний правонарушитель живет в так называемой делинквентной среде, где поощряются противозаконные действия. Дома его отвергают, предпочитая ему младшего брата, в школе никак не учитывают его отставание в развитии, но постоянно заставляют осознавать свои неудачи. В этом случае никакое консультирование или психотерапия, видимо, не помогут. Сила деструктивных факторов такова, что простого изменения установок мальчика недостаточно, чтобы нормальные способы удовлетворения потребностей стали для него приемлемыми. Даже если бы он смог достичь высокой степени инсайта в своей ситуации, есть только несколько элементов в его жизни, которые он мог бы сам контролировать. В этом случае основным подходом, с точки зре­ния возможной эффективности, является лечение средой. Консультирование может играть лишь вспомогательную роль.

Или другой пример - ситуация с матерью, от чрезмер­ной заботы которой страдает дочь. Эта женщина - глубокий интроверт и невротик. У нее ряд серьезных физи­ческих дефектов, которые сделали ее инвалидом и силь­но ограничили ее активность. По этим причинам у нее мало друзей, и реальная социальная жизнь почти невоз­можна. Ее мало радует общение с мужем, отчасти из-за плохого здоровья, отчасти из-за ее глубокой замкнутос­ти. Единственный интерес в жизни - это дочь. Даже это краткое описание не оставляет сомнений в том, что ее отношение к дочери неизбежно будет гиперопекающим. Этого же достаточно, чтобы показать, что любой психо­терапевтический метод обречен на неудачу. Маловероят­но, что эта женщина способна реально осмыслить и осоз­нать свою роль, но даже если бы смогла, вполне очевид­но, что она не может ничего изменить. Чтобы освободить от опеки свою дочь, позволить ей стать независимой, мать должна отказаться от своего единственного источника подлинного удовлетворения в жизни. Она, без сомнения, поймет, что не способна на это. Ситуация слишком осложнена неблагоприятными факторами, чтобы инсайт и осознание самой себя что-то могли изменить в данном случае.<…>

Оценке подлежат такие элементы, как конституциональная стабильность, наследственность, физические и психические свойства индивида. При оценке базо­вых свойств личности молодого человека важное значе­ние имеют специфика социального опыта и эмоциональ­ная обстановка в семье. Важны также экономические, культурные и образовательные факторы, как негативные, так и позитивные. Независимо от того, осуществляет ли консультант тщательную оценку возможностей клиента посредством факторного анализа или ситуация настоль­ко ясна, что субъективного восприятия достаточно, сле­дует учесть, что вынесение суждения - очень важный момент. Если возможности индивида недостаточны, то консультирование как основной метод терапевтического воздействия, вероятно, окажется бесполезным. <…>

Хочет ли клиент принять помощь? Еще один вопрос, который должен беспокоить консультанта, звучит следу­ющим образом: “Хочет ли индивид получить помощь?” Вероятность успеха консультирования, при прочих рав­ных условиях, значительно повышается, если клиент же­лает, чтобы ему помогли, и сознательно признает этот факт. Когда потребность в помощи достаточно сильна, клиент способен быстро вникать в значимый материал, и если консультант умеет внимательно слушать и не прерывает потока выражаемых клиентом чувств, то прогресс в лечении может быть достигнут очень быстро. <…>

Находится ли индивид под контролем семьи? Еще один момент, на который консультанту следует обратить вни­мание при планировании терапевтической работы, осо­бенно с ребенком или подростком, — это природа взаи­моотношений клиента с семьей. Если ребенок эмоцио­нально зависим от родителей, подчинен родительскому контролю и живет дома, терапия, направленная исклю­чительно на ребенка, очень часто не приносит желаемого результата и может даже создать дополнительные трудно­сти. Мы должны вновь напомнить, что одно из предпо­ложений относительно исхода терапевтического консультирования заключается в том, что индивид должен обла­дать способностью и возможностью предпринять неко­торые шаги в направлении изменения своей ситуации, достигнув того или иного уровня инсайта. Подобное до­пущение не часто оправдано при работе с детьми. Эффек­тивная психотерапия с ребенком обычно включает и ра­боту с родителями, дабы взрослый и ребенок могли со­вместно осуществить те изменения, которые приведут к повышению уровня их приспособления. В противном случае терапия с ребенком может привести к утвержде­нию его основной оппозиции по отношению к родите­лям и обострить проблему. Работа только с ребенком свя­зана с риском того, что взрослый начнет ревновать ребен­ка к консультанту, что приводит к антагонизму, когда ро­дитель обнаруживает, что терапевт установил близкие от­ношения с ребенком. Это случается даже тогда, когда ра­зумом взрослый желает, чтобы его ребенок получил тера­певтическую помощь.

Совсем другая картина возникает в том случае, когда зависимый индивид оказывается вне сферы родительской заботы и контроля. Каждый консультант колледжа стал­кивается со студентами, зависимыми до такой же степе­ни, что и обычный десятилетний ребенок. Это люди, ко­торые никогда сами не выбирают себе одежду, никогда не чувствуют ответственность за свои действия и полностью полагаются на своих родителей. Такие студенты, покинув дом и попав в колледж, определенно открыты консульта­тивной помощи. Конфликт между их желанием быть за­висимыми и общественной нормой независимого существования, которую накладывает на них колледж, создает напряжение, которое необходимо снять.

Таким образом, мы можем сказать, что эффективность консультативной процедуры с детьми обычно требует, что­бы ребенок или подросток был эмоционально или терри­ториально свободен от семейного контроля. Единствен­ным исключением здесь являются те случаи - они встре­чаются реже, чем можно было ожидать, - когда пробле­ма ребенка никак не связана с детско-родительскими от­ношениями. Так, мы можем оказывать терапевтическую и репетиторскую помощь детям, чья главная проблема - трудности в чтении. Возможно, то же самое верно и в от­ношении подростка, стоящего перед профессиональным выбором. Но опять же в том случае, если он в значитель­ной степени эмоционально зависим от семьи, консуль­тирование скорее всего окажется безрезультатным.

Подходит ли клиент по возрасту, интеллекту и устойчивости? Хотя наши данные весьма ограничены, есть осно­вание предположить, что консультирование - более подхо­дящая и эффективная процедура для людей определенной возрастной категории и определенного уровня развития умственных способностей. Мы приводили подтверждаю­щие это положение данные, когда демонстрировали, что на практике при клиническом отборе пациентов для лече­ния посредством бесед существует тенденция к отбору лю­дей с нормальными, по существу, умственными способно­стями. Видимо, в редких случаях индивиду с низким или пограничным уровнем назначают психотерапию.<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: