Содержание. Причины, условия и механизмы развитиямдм

Список сокращений........................................................... 4

Предисловие...................................................................... 5

Краткая история................................................................. 8

Причины, условия и механизмы развития МДМ .............. 14

Клинические проявления соматических и вегетативных нару­шений, наиболее часто наблюдающиеся у детей с МДМ........ 26

Задержки развития речи......................,......................... 28

Нарушения роста и развития

опорно-двигательного аппарата............................. 31

Нарушение формирования

физиологических изгибов позвоночника............... 33

Нарушения развития сводов стоп.....,.................. 37

Разворот таза и «разновысокость» ног................... 38

Вегетативные нарушения у детей с МДМ............. 40

Энурез..................................................................... 55

Системные аллергические реакции у детей с МДМ... 68

Диагностика МДМ......................................................... 82

Реабилитация детей с МДМ............................................. 92

Пути реабилитации детей с МДМ........................... 97

Медикаментозное лечение..................................... 102

Немедикаментозная терапия.................................. 112

Массаж.,.................................................................. ИЗ

Дифференцированная кинезотерапия..................... 116

Мануальная терапия.............,................................ 118

Библиографический список основных источников............ 123


© ООО «Салит-Медкнига», 2001

© Коллектив авторов, 1999

© Коллектив авторов, 2001,

18ВН 5-901306-04-Х с изменениями


Не беремся судить, что здесь играет главную роль: забо­левания будущих матерей во время беременности и их вред­ные привычки (курение, употре.бление наркотиков, алко­гольных напитков и др.), приводящие к осложнениям в интранатальном периоде; низкая медицинская грамотность людей, неправильные образ жизни и поведение женщин во время беременности и родов, биологическая незрелость рож­дающихся детей и их слабая резистентность к нагрузкам при прохождении родовых путей, травматичность многих родо­вспомогательных процедур (кесарево сечение, наложение щипцов, медикаментозная стимуляция процесса родов, меха­нические процедуры, связанные с искусственным расшире­нием шейки матки, и др.). Но в «недрах» этого скрытого патологического состояния, особенно если его своевременно не диагностируют и не лечат, зреют болезни и расстройства регуляции функций организма, в том числе и МДМ, которые затем проявляются в более зрелом возрасте.

По материалам наиболее содержательных публикаций по МДМ и наших собственных исследований, в интегративном виде сущность дисфункций в первую очередь заключается в задержке процессов биологического созревания структур центральной нервной системы и, следовательно, нарушений регулируемых ею функций. Фенотипические проявления могут быть различными, но именно указанным выше факто­рам (интранатальным повреждениям центральной нервной системы) принадлежит наиболее весомая роль в задержке созревания высших функций головного мозга у детей (речь, память, внимание и др.). В дошкольном возрасте это прояв­ляется в виде задержки психомоторного развития, в том числе речи; в школе — низкими функциональными резервами орга­низма, что неизбежно сказывается на успешности обучения, поведении и социальной адаптации детей.

В настоящее время стало очевидным противоречие между все возрастающими требованиями учебного процесса и фун­кциональными возможностями обучаемых. С нашей точки зрения, увеличение периода обучения в начальной школе с трех до четырех лет (как и было раньше) — объективный показатель неэффективности интенсифицированного обуче­ния. Незрелый организм школьника не располагает в доста­точной мере теми функциями, на которые опирается весь учебный процесс. В первую очередь это касается памяти (кратковременной и долговременной) и внимания, а точнее способности быстро его концентрировать и переключать. Тем не менее обобщенного и систематизированного изложения

-6-
сути физиологических процессов, связанных с биологиче­ской незрелостью нервной системы, которое открывало бы научно обоснованные и надежные пути реабилитации детей с МДМ и формирования их здоровья, в доступных публика­циях мы не нашли. В то же время научная и научно-популяр­ная литература, а также периодические издания («Медицин­ская газета», «АиФ-Здоровье» и др.) полны сообщений об ухудшающемся здоровье подрастающего поколения, о росте частоты возникновения энуреза, нарушений речи, аллерго-дерматозов, астматических бронхитов и даже «синдрома хронической мозговой усталости у детей». Однако при объек­тивном и правильном отражении клинических признаков указанных нарушений, все же механизм их развития и про­дуктивные пути реабилитации детей с МДМ остаются, как говорят, за кадром.

В данном учебно-методическом пособии мы попытались изложить сущность МДМ, их основных клинических прояв­лений и основной стратегии реабилитации детей и подрост­ков, страдающих этими расстройствами.

В процессе написания книги мы стремились препод­нести материал языком, понятным читателю, не имею­щему специального медицинского образования. В то же время мы не упрощали сложного характера анатомо-фи-зиологических нарушений, лежащих в основе МДМ, и избегали примитивизации.

В процессе реабилитации детей с МДМ, у которых в по­давляющем большинстве случаев интеллект не нарушен, осо­бенно велика (и стоит едва ли не на первом месте) роль ро­дителей и семьи, главным образом в вопросах формирования их физического здоровья. Мы полагаем, что успешность ре­абилитации детей в значительной мере зависит от мотиваци-онной готовности родителей и их элементарной медицин­ской грамотности в вопросах МДМ.

Мы выражаем надежду, что изложенный в книге материал будет понятен родителям таких детей и в определенной мере поможет им в их многотрудной, но исключительно благодар­ной деятельности в этом направлении.

Данная книга не претендует на исчерпывающую полноту и неоспоримую правильность изложения всех вопросов, связанных с МДМ, и мы с удовольствием примем конструк­тивные критические замечания и пожелания наших читате­лей, которые, безусловно, учтем в следующих публикациях.

Авторы

-7-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: