Преодоление комплекса неполноценности

Проявление застенчивости означает, что какие-то свои особенности мы не склонны принимать целиком и полностью, и это заставляет нас полагать, будто и окружающие воспримут их с такой же категоричностью. И это тоже всего лишь надуманные представления. Когда мы с собой в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно и общаясь с другими людьми. Немало отыщется и приятелей, в беседе с которыми мы ощущаем раскованность и непринужденность. А ведь мы при этом остаемся: все теми же, прежними, нисколько не меняясь при переходе к общению с другими. Что же все-таки меняется? Только наше самовосприятие! Вот и перестаньте обращать внимание на свою надуманную неполноценность; подарите себе мир и покой в душе, что в свою очередь подарит вам раскованность и удовольствие при общении с любым человеком! [15, с. 22].

Что делать? Кратковременные приступы комплекса неполноценности иногда даже полезны. Они придают человеку спортивную злость, и он делает такие успехи, о которых и не подозревал, что на них способен. Но когда человек не старается компенсировать комплекс неполноценности, опускает руки - заболевание становится опасным. От комплекса неполноценности избавиться не так просто, как, в общем-то, и от любого другого. Поэтому, если вы недовольны собой и как следствие - всем окружающим миром...

Проанализируйте свои чувства, чтобы понять ваши проблемы. Найдите в себе силы хотя бы задуматься, отчего это происходит. Если тяжело сделать это в одиночку, можно посоветоваться с хорошим психологом.

Используйте любой шанс, который подбрасывают вам обстоятельства, чтобы изменить свою жизнь. Не отказывайтесь от предлагаемой должности, боясь, что вы не справитесь. Не убегайте от волевой и уверенной женщины, которая положила на вас глаз - быть может, именно такая вам и нужна. Словом, если шанс стучится в вашу дверь, то надо ее открыть. А уж потом действовать по обстоятельствам [11, с. 48].

Многие люди с детства не научены себя любить и ценить. Возможно, их недостаточно любили родители. Основной мотив поведения у таких людей - страх быть отвергнутым. Они стараются изо всех сил угодить партнеру, пренебрегая собственными интересами. Им постоянно кажется, что они делают что-то не то и выглядят не так. Часто они могут молчать годами и терпеть, если партнер делает не то, что им хочется. Осознайте, что вы уже выросли, у вас есть личный опыт и вы способны к самостоятельным решениям. Научитесь сами получать удовольствие, а не удовлетворять запросы других.

Составьте список своих достоинств и в любой ситуации делайте упор именно на ваши позитивные качества. Причем, список должен пополняться. Попробуйте посмотреть на себя глазами человека, который ничего не знает о вашем комплексе неполноценности: вы наверняка обнаружите в себе массу привлекательного [12, с. 187].

Прислушивайтесь, за что вас хвалят другие. Часто люди с комплексом неполноценности не замечают хорошего к себе отношения, не слышат добрые слова в свой адрес, потому что твердо убеждены - такого не может быть никогда.

Заведите для себя правило: "В моей жизни самый главный человек - это я". Не бойтесь переборщить – с вашим характером, самовлюбленным эгоистом вы уже точно не станете.

Не бойтесь удивлять. Один из способов выработать в себе отвагу и стойкость, а значит избавиться от комплексов - стать непредсказуемым для окружающих. Возьмите да и перекрасьте волосы, смените стиль в одежде, запишитесь на курсы в автошколу, удивите партнера смелым предложением в сексе - сгодится все, что против прежних правил. Сначала, конечно, все рты разинут, но довольно быстро привыкнут к новшествам и станут спокойно воспринимать вас в новой форме, в новом качестве, в новом амплуа. Поверьте, от таких побед вырастают крылья, растет самооценка, бойцовских качеств прибавляется, смелость становится одной из черт характера, а комплекс неполноценности тает в голубой дали [8, с. 32].

Совершенствуйтесь. Одежда, внешность, подтянутая фигура, увлечения, образование - все это дает возможность сделать себя более привлекательным. Так пользуйтесь этим.

Не бойтесь быть открытым. Говорите, что вам нравится, а что не очень. Ведь вокруг вас люди, а не рентгеновские аппараты. Им иногда трудно догадаться о ваших желаниях.

Не думайте, что все вокруг смелы и отважны, как это может показаться со стороны. Комплекс неполноценности, неуверенность и страх испытывают все люди. Но одни лелеют эти свои чувства и в результате остаются в проигрыше, а другие, несмотря на холодеющие конечности и мурашки, бегающие по спине, идут вперед и добиваются успеха [7, с. 85].

Когда мужчина маленького роста даже летом ходит в ботинках на огромной платформе, да еще и внутрь, под стельки, подкладывает поролон, так что пятки торчат наружу, значит, он втайне ненавидит и боится самого себя. Он всегда строит свою жизнь, отталкиваясь от принципа «что скажут обо мне люди?», потому что постоянно находится в тревоге: а вдруг и окружающие будут также ненавидеть его, как он сам.

То же самое можно сказать о девушке, которая, не успев начать трудовую деятельность, откладывает заработанные крохи на пластическую операцию по исправлению формы носа, так как ей кажется, что именно этот чудовищный недостаток делает ее несчастной и никому не нужной. Или вот взрослая женщина, которая в пятьдесят лет натягивает суперкороткую юбку, пытаясь убедить себя, что чем моложе она будет выглядеть, тем скорее избавится от одиночества.

Все эти нервические попытки исправить замысел природы в отношении самого себя специалисты называют комплексом неполноценности. Это набор поведенческих приемов и определенного отношения к себе как к личности, не состоявшейся и не востребованной обществом по какой-либо причине.

Он возникает у человека еще в раннем детстве либо при недостатке родительского внимания, либо в результате огромной потери, либо во время психической травмы, полученной в общении с жестокими, безжалостными сверстниками, которые, как правило, беспощадны к дефектам внешности у других детей [11, с. 118].

Осознав свою никчемность и невостребованность, свое уродство или дурной характер, человек начинает стремиться к победе над окружающими, господству и власти над близкими и дальними людьми. «Невротик предпринимает попытку избавиться от чувства неполноценности, чтобы приобрести чувство превосходства, что ошибочно с позиций человеческой культуры», — писал первооткрыватель комплекса, немецкий психолог Альфред Адлер, ученик и критик знаменитого Фрейда.

Ошибочность таких попыток он объясняет тем, что люди в своем поведении зависят и слепо следуют многим ложным и ненужным человеку для спокойной жизни установкам, которые Адлер назвал «социальными фикциями». «Что обо мне подумают?», «Чтобы добиться успеха, достаточно одного желания», «Красивых и высоких людей любят больше, чем низких и внешне заурядных» — все эти общеизвестные утверждения подталкивают человека к действиям, которые подчас чужды его характеру и не соответствуют реальному положению дел в жизни. Согласитесь, далеко не всегда красивые люди становятся благополучными и счастливыми в отличие от многих других [17, с. 49].

Впрочем, комплекс неполноценности для многих своих обладателей становится мотором, который запускает их энергичную деятельность по утверждению себя в жизни и способствует житейским успехам, а иногда и величайшей судьбе. Наполеон, Гитлер, Ленин и Сталин, будучи людьми низкого роста, всю жизнь старались запрыгнуть повыше, пока не достигли вершин славы и власти.

Специалисты считают, что людей без этого комплекса просто не существует. Вот только присутствует он у нас в разных «дозах». Когда человек смиренно осознает, что не является ни спасителем человечества, ни его темным гением, а всего лишь обыкновенным смертным, то может извлечь из своего недуга немалую выгоду [5, с. 198].

Таким образом, одним из самых распространенных комплексов является застенчивость, мешающая нам вести себя легко и непринужденно в общении с другими людьми. Основывается застенчивость на нашем ощущении внутреннего дискомфорта, вызванного той или иной особенностью нашего характера, чаще всего — надуманной.


Заключение

Комплексами называют совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Главной составляющей комплексов выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы. Из-за него Мы взрослые люди - порой безотчетно боимся противоположного пола, начальства, публичных выступлений, начинаний и изменений своей жизни.

Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами - неполноценность, подвержен комплексу. И то что в жизни он может принимать самые разные формы - мы часто встречаем на нашем пути.

Чаще всего комплекс направлен на себя. Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками. Это и комплекс "гадкого утенка", не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног, веса, строении фигуры...

Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизн. Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, - человек, постоянно стремящийся вырвать из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач"[18, с. 122].

И далее: "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру".
Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям" [9, с. 209].


Библиографический список

1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.

2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Запашный А.М. Комплексы в подрастковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.

4. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 113с.

5. Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000.

6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 294 с.

8. Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 310 с.

9. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000. – 289с.

10. Петровский А.В. Психология. М.: Прима, 2000.

11. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000. – 345с.

12. Психология. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000. – 531с.

13. Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000. – 361с.

14. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001. – 301с.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

16. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.

17. Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000. – 488с.

18. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: