Научение, значимое для человека, в психотерапии

Позвольте мне начать с того, что мой долгий опыт терапевта убеждает меня в том, что психотерапия способствует научению, значимому для клиента, которое возникает и существует в психотерапевтических отношениях. Под значимым научением подразумеваю научение, которое не есть простое накопление фактов. Это учение, которое изменяет поведение человека в настоящем и в будущем, изменяет его отношения и его личность. Это проникающее повсюду научение, которое представляет собой не просто приращение знаний, а глубокое проникновение в существование.

Наличие такого научения – не только мое субъективное ощущение. Это подтверждается и научными исследованиями. В психотерапии, центрированной на клиенте (направление, с которым я более знаком), было проведено наибольшее количество научных исследований. Мы знаем, что в результате такой психотерапии возникают знания или изменения следующего вида.

  • Человек начинает по-другому смотреть на себя.
  • Он более полно принимает себя и свои чувства.
  • Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.
  • Он становится более похожим на того человека, каким он хотел бы быть.
  • Он становится более гибким, менее застывшим в своем восприятии.
  • Он ставит для себя более реалистичные цели.
  • Его поведение становится хорошо обдуманным.
  • Он отказывается от вредных привычек, даже таких застарелых, как хронический алкоголизм.
  • Он начинает больше принимать других.
  • Ему становятся более доступны основания того, что происходит внутри него и снаружи.
  • Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Я думаю, вероятно, этого достаточно, чтобы обозначить, что представляет собой значимое знание, которое в корне меняет дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: