Д. Дэйвис. тику, тогда «отсутствие сексуального


2 5 8 |Часть11.ЧАСТИЫЕ ВОПРОСЫ

тику, тогда «отсутствие сексуального


поведения у


пожилой


женщины означает, что


пожилых лесбиянок вообще вроде бы


и не существует» (Neild and Pearson, 1992, p. 12). Среди стерео


типных образов


пожилых


женщин,


характерных для


западной


культуры — таких как образы


«матери-земли», «веселой вдовы»,


мачехи,


бабушки,


матриарха и других, нет ни одного образа


лесбиянки.


Немногочисленные


термины, нередко


используе


мые в качестве

нок — такие как


эвфемизмов для

«незамужняя дочь» и


обозначения старых лесбия

«девственная тетка», —


связаны с заботой о других и лишены какой-либо сексуальности.


Гетеросексизм


патологизирует лесбиянок либо вовсе игно


рирует их существование (возможны также различные сочета

ния того и другого), и эйджизм делает то же самое. 68-летняя

лесбиянка призналась:

«Похоже, я прошла по кругу и вернулась туда, откуда начала свой

путь. Возникают те же самые реакции, которые возникали у меня

в молодости, я чувствую себя столь же незащищенной, как и тогда...

вание, права быть самими собой... Не было ни прав, ни потребно

стей, ни работы. Меня уволили из армии как молодую лесбиянку,

очевидно, аргументируя это медицинскими соображениями».


Пожилые лесбиянки,


потребности


которых


игнорируются


местными сообществами, не могут найти для себя возможность

участвовать в социальных проектах и мероприятиях и навсегда


остаются в


своеобразном


«медвежьем углу


социальной служ


бы» (MacDonald and Rich, 1985, pp. 65-75).


Изменения же


условий жизни пожилых лесбиянок способны оказать на их со

стояние разительное воздействие. 56-летняя лесбиянка, напри

мер, пишет:


«Быть


парализованной после недавнего инсульта помимо всего


прочего означает зависимость от детей. Мои отношения с подру


гами-лесбиянками после этого


коренным образом


изменились.


Моей дочери явно понравилось, что я выступаю в роли "немощной

старушки", а не лесбиянки. Теперь родственники проявляют ко

мне уважение, однако это означает, что они совсем не хотят обра

щать внимание на то, что для меня наиболее значимо. Я обеспече

на уходом, но если хочу посетить паб для гомосексуалов или жен

ский дневной концерт, мне надо договариваться со своими подру-


Глава 9. Работа с пожилыми лесбиянками 259

гами и хитрить перед родными так, как я это делала, будучи под

ростком. Мой врач направил меня к специалисту по восстановле

нию речи и к психотерапевту, который оказался геем. Последний

помогает мне осмыслить все ценное, что было в моей жизни. Я

подумываю о том, чтобы обучиться работе диспетчера на телефо

не доверия. Я смогу работать, не выходя из дома».


У


женщин-иммигранток старение связано с обострением


чувства потери родной культуры и семьи. Лесбиянка, приехав

рассудков и диктатуры католицизма и приехала сюда. По иро

нии судьбы мои английские друзья теперь рассказывают мне о

том, как хорошо нынче живется женщинам и лесбиянкам в

Ирландии».

Лесбиянка, иммигрировавшая из Азии, сказала следующее:

-«Я со страхом жду старости, поскольку если я так заболею, что

мне потребуется посторонний уход со стороны белых женщин

и мужчин — гетеросексуалов, мне придется лишиться общения

со своими подругами». Многие чернокожие женщины с горе

чью признаются, что наступление старости вызывает у них тя

гостные чувства, так как они не пользуются традиционным для

их культуры уважением к старым, а их похороны не будут со

провождаться выражением их родными чувств горя и призна

тельности. Такие рассуждения характерны, в частности, для

Карибского ритуала «девятидневных бдений» (Gilroy, 1994,

р. 252).

Некоторые чернокожие лесбиянки пытаются бросить вызов

представлениям о лесбийстве, характерным для европейцев,

утверждая, что лесбийство на их родине имеет длительную и

богатую историю, которая помогает им осознать, что лесбий

ство является естественным элементом их женской идентично

сти (Parmar, 1989, р. 221). Защитница прав лесбиянок Феми

Отитоджу утверждает, что «в Нигерии женщины с незапамят

ных времен женятся друг на друге. Это закон джунглей»

(Mason-John and Khambatta, 1993, p. 19). Расизм, свойственный

большинству центров активности белых лесбиянок и геев, «от

ражается на эмоциональном состоянии цветных представите


лей сексуальных меньшинств,


переживающих чувства гнева,


боли, разочарования и


опустошенности» (Mason-John and


260|Часть II.ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

Khambatta, 1993, p. 49). Некоторые организации лесбиянок и

геев, включая те, которые осуществляют психотерапевтичес

кую помощь и имеют телефонную службу доверия, пытаются

преодолеть пережитки расизма. Помощь клиентам в осознании

источников ложных Представлений относительно гомосексу

альности и расового происхождения является очень важным

условием эффективной психотерапии.

Помимо расизма, гетеросексизма и эйджизма, жизнь лесби

янок осложняется также иными формами распространенных в

обществе предрассудков, связанных с национальной и классо

вой принадлежностью, физическими недостатками, экономи

ческим положением, внешностью, психическим статусом, се


мейным положением,


вероисповеданием и политическими


взглядами. Следует также учитывать, что предрассудки могут

интернализироваться, передаваться из поколения в поколение

и закрепляться в общественном сознании, влияя на отношения

лесбиянок друг к другу и приводя их к взаимному отчуждению

(Mason-John and Khambatta, 1993, pp. 45-49). 56-летняя лесби

янка, приехавшая в Лондон в 1960 году, призналась: «Я гор

жусь быть старой черной лесбиянкой, но у меня не так уж мно

го знакомых и подруг. Мне бы очень хотелось понять, как сде

лать так, чтобы все мы могли общаться друг с другом» (Marie,

1992, р. 160).

Проблемы психотерапевтической работы

с пожилыми лесбиянками

У лесбиянок много общего с гетеросексуалками, хотя между

ними довольно существенны и различия. Помимо внутренних

проблем, у каждой лесбиянки есть проблемы, связанные с ее

взаимоотношениями с другими людьми, работой, уходом за

престарелыми, воспитанием, усыновлением или опекунством,

отношениями с прихожанами той или иной церкви. Все это за

нимает очень важное место в жизни пожилого человека. Спе

циалисту также приходится учитывать проблемы двойной мар

гинализации, которые характерны, например, для лесбиянок с

физическими недостатками или инвалидностью, поскольку


Глава Э. Работ а с пожилыми лесбиянками |2 6 1

о Н и обычно просто причисляются к общей группе инвалидов.

Эйджизм еще более усугубляет восприятие женщин с сенсор

ными, физическими или интеллектуальными недостатками как

лишенных какой-либо сексуальности. Возможности общения


лесбиянок-инвалидов с другими


представительницами гомо


сексуального сообщества все еще очень ограничены, хотя в по

следние годы наметились определенные положительные сдви

ги, включая изменения в отношении к ним.

Другим положительным моментом, связанным с физичес

кими недостатками у лесбиянок, жалующихся на необходи

мость объяснять другим, что они хотят с ними спать, является

следующее: поскольку на сегодняшний день не существует ка

ких-либо «стандартов» сексуальных отношений для лесбия

нок, «они имеют неограниченные возможности для экспери

ментов со своей сексуальностью и чувственностью» (Phillips

and Rukusen, 1989, p. 221).

Проблемы, связанные с протекающими в обществе соци

альными и политическими изменениями, кризисом середины

жизни и менопаузой — все они наполнены для лесбиянок осо

бым смыслом.

Проблемы, связанные с внешними изменениями

Жизнь многих лесбиянок (хотя, естественно, не всех) стала

значительно легче в результате достигнутых успехов в области

защиты прав человека. Некоторые, однако, считают, что имен

но это изрядно усложнило социальные отношения и вызвало у

части людей растерянность. Политические кампании лесбия

нок постоянно меняют свою направленность, при этом они ча

сто связаны с противодействием психотерапии (Kitzinger and

Perkins, 1993) и с противопоставлением разных точек зрения на

«приемлемые» формы сексуального поведения(Jeffreys, 1994;

McLellan, 1995). 55-летняя лесбиянка объяснила:

«Моя идентичность изменялась каждые несколько лет. Я была

женщиной-геем, потом лесбиянкой. Я была сепаратистской, затем

лесбиянкой-феминисткой, после этого — "радикальным дайком".

Какое-то время меня звали "Бадди", затем я вернулась в лоно жен


2 6 2 |


Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


хотерапию,


поскольку, как и многие другие женщины среднего


возраста, чувствовала, что мне необходимо пройти некую "полосу


изменений". Но я не хотела работать с

нимала, какую жизнь я прожила».


психотерапевтом и не по


Язык, политика, средства массовой информации, медицин

ские услуги, мода, формы общения, в частности, отношение к

лесбиянкам и подходы к решению ими своих вопросов — в раз

ных городах и пригородах все это во многом отличается друг

от друга. Даже являющиеся весьма активными членами мест

ных сообществ лесбиянки внезапно открывают для себя, что

они «действительно представляют иную культуру, чем те, ко

торым всего 20». Как сказала одна из них: «Я никогда не дума

ла, что когда-нибудь столкнусь с проблемой конфликта поко

лений» (Loulan, 1991, р. 10). Многие лесбиянки старшего воз

раста обычно называют свою любовницу или партнершу

«подруга» — именно так, начиная с 1963 года, называется круп

нейшая национальная служба психотерапевтической помощи

лесбиянкам — National Friend. Это слово отражает лесбийский

идеал равных взаимоотношений. Ценная работа проделывает-

ся практикующими специалистами, открытыми для искренне

го обсуждения со своими клиентками того смысла, который те

вкладывают в определенные понятия при обозначении свою

идентичности или политических взглядов.

В то же время в ходе психотерапии пожилые лесбиянки

выражают чувства сожаления и горечи по поводу того, что до

ступные им ныне услуги не существовали во времена их моло

дости. Те из них, кто имеет опыт длительных отношений с гея


ми,


выступающими в качестве их друзей, со-родителей или


компаньонов по работе, переживают горечь их утраты в резуль

тате заболевания СПИДом, а также из-за определенного от

чуждения от сообщества геев и его проблем, связанных с защи

той теми своих социальных прав. Такие лесбиянки также испы

тывают чувство вины от сознания того, что за последнее время

много геев погибло от СПИДа. Это чувство сменило ранее ис

пытываемую лесбиянками зависть к геям, проявлявшуюся в

связи с тем, что им удалось добиться большей свободы и воз

можности открыто демонстрировать свою сексуальность. Со-


Глава 9. Работа с пожилыми лесбиянками 263

временные же феминистки выдвигают на первый план защиту

интересов женщин-гетеросексуалок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: