С затаенными обидами

Одно дело — поверить в необходимость освобождаться от обид, прощать их, и совсем другое — научиться это делать. Различные духовные наставники и представители разнооб­разных философских школ во все времена говорили о необ­ходимости прощения. Вряд ли бы они уделяли столько вни­мания этой проблеме, если бы прощать было легко. Но с другой стороны, они бы не предлагали этого, если бы это было невозможно.

В книге Эмметта Фокса «Нагорная проповедь»* предла­гается конкретный практический метод, помогающий челове­ку проща ть (он будет подробно описан ниже). На первый взгляд он кажется очень простым.

Суть его в том, чтобы представить себе человека, на которого вы держите обиду, и вообразить, что с ним случается что-то хорошее. Сначала у нас возникло сомнение в правомерности такого способа, по­скольку, как нам показалось, здесь есть некоторое пренебре­жение теми чувствами, которые вы к данному человеку испы­тываете. Мы же считаем, что, для того чтобы человек мог удовлетворить свои эмоциональные потребности, ему совер­шенно необходимо признать важность собственных чувств. Однако, несмотря на эти сомнения, мы решили попробовать этот метод на себе.

Прежде всего оказалось, что очень трудно представить себе, что с человеком, к которому ты испытываешь враждеб­ность и неприязнь, происходит что-то хорошее. Но постепен­но мы начинали по-новому видеть свои отношения с «обидчи­ком» и по-иному оценивать его поведение. Мы, например, продолжали критически относиться к тому, как этот человек повел себя в определенной ситуации, но использование пред­ложенного метода помогало нам лучше оценить всю ситуа­цию и то, что часть ответственности за нее лежала и на нас тоже.

* Fox E. Sermon on the Mount. New York: Harper & Row, 1938

По мере того как мы снова и снова мысленно повторяли этот процесс, особенно когда стали воссоздавать стрессовую ситуацию, нам стало легче представлять себе, что с этим человеком происходит что-то хорошее, и в результате мы начали лучше к нему относиться. Кроме того, в ситуациях, когда нам приходилось вступать с этим человеком в непо­средственное общение, мы не чувствовали прежнего напря­жения и неприязни. Работая с затаенной обидой этим мето­дом, мы смогли освободиться от стресса, который иначе еще долго продолжал бы жить в нашей душе. Оказалось, что не отрицая своей первоначальной реакции гнева и боли, можно по-иному понять и оценить ситуацию, и это во многом облег­чает жизнь. У нас не осталось сомнений в преимуществах такого метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: