Отличие социологии от естественных наук — необходимость понимания предмета своего исследования:
если в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъ-ясненное непонятно),
то в социальных понимание непосредственно и предшествует объяснению (не поняв человеческое поведение, невозможно его объяснить).
Необходимость понимания в социологии диктуется тем простым фактом, что
"человеческое поведение представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом" (Р. Арон).
СОЦИОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНИМАЮЩЕЙ ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ ДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДА ОСМЫСЛЕННО.
Отличие от Дильтея: у Дильтея понимание противопоставляется причинному объяснению; понимание посредством интуиции, "вживания",
а у Вебера понимание и объяснение тесно связаны:
= понимание предшествует объяснению (каузальному анализу).
См. выше п. 2.
Причем, понимание — не психологическая категория: социологическое понимание не покрывает сферу психологического понимания.
См. М. Вебер. О некоторых категориях понимающей социологии [1, с.495-506].
Взаимоотношение понимания и объяснения:
внешне проявленная осмысленность действия позволяет дать множество объяснений, эти объяснения могут быть сделаны интуитивно (versus Диль-тей), но
это еще не дает ответа на вопрос,
какое из возможных объяснений правильно?
Удостоверить правильность той или иной интерпретации можно лишь путем
тщательного исследования и доказательств — поэтому:
социолог реконструирует смысл поведения постепенно, используя тексты и
документы.
("Для социолога субъективно подразумеваемый смысл воспринимается одновременно и как непосредственно понятный, и как вызывающий сомнение").
Есть некие границы понимания: за каким-то пределом мы перестаем понимать, хотя и можем дать объяснение.
[Концепции социального действия и идеальных типов]:
= целерациональное поведение, где субъективный смысл действующего и объективный смысл действия совпадают, наиболее понятно (здесь психология неприменима, так как цель не выводится из анализа душевной жизни).
Теория социального действия