Чикагская школа: У. Томас, Р. Парк, Э. Берджесс, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Ласуэлл и др.
Пафос социального реформизма: связь с практическими исследованиями (исследования городских сообществ), нацеленность на решение конкретных социальных проблем. Участие студентов и профессоров Чикагского университета в городских реформах. Развитие теории в непосредственной связи с эмпирическими исследованиями (У.Томас и Ф.Знанецкий, работа "Польский крестьянин в Европе и Америке"; Р.Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи — исследование городских районов Чикаго).
Зарождение урбанистической социологии. Концепция "социальной экологии" (Р.Парк). "Город как социальная лаборатория" (Р.Парк).
Зарождение теории "символического интеракционизма" (Р.Парк, Ч.Кули, Дж.Г.Мид).
Р.ПАРК: развитие социально-экологического подхода и урбанистической социологии тесно переплетается с конкретными исследованиями эмигрантских сообществ в Чикаго, миграции населения и порождаемых ею социальных проблем.
|
|
Историческая особенность США: большая роль миграций в формировании и развитии американского общества (освоение территорий переселенцами из Европы, значительный поток иммигрантов на рубеже XIX-XX вв., в годы первой мировой войны и т.д.). Идеология "фронтира". Порождаемые миграцией бурные социальные процессы.
Э.Берджесс (описание проблем, порождаемых миграцией в Чикаго):
"Чикаго захлестывали волны иммигрантов из Европы... В то время, когда мы начинали свои исследования, многие этнические соседские общины уже прочно установились, имея свои церкви, газеты, рестораны, политиков... [неприязнь к переселенцам из Европы — продажа им жилья по завышенным ценам] Общественное предубеждение и желание отгородиться от потока иностранцев позволяли сохранять дефицит жилья для этих групп, несмотря на быстрое строительство в других частях города..."
[Развязное поведение детей иммигрантов, уличные компании]
Необходимость адекватного контроля над этими процессами, устра-—► нения антагонизмов, социальных проблем и конфликтов, порождаемых миграцией. Городские власти сделали заказ на проведение в Чикаго исследования.
Исследование проводилось группой ученых (Р.Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи). В исследовании были применены разработанные Р. Парком принципы "социальной экологии".
2. Понимание общества. Биотический и культурный уровни. "Социальная экология"
Исходный пункт: человек живет в естественной среде и, исходя из этого, подчинен (как минимум частично) естественным закономерностям, управляющим поведением живого организма в среде обитания.
|
|
Все биологические существа (растения, животные, люди) каким-то особым образом закрепляются на территории, т.е. в среде своего обитания
/фундаментальный принцип "социальной экологии"/.
Между биологическим и социальным миром нет резкой границы: социальный мир не изолирован полностью от биологического — напротив, теснейшим образом с ним связан.
ОБЩЕСТВО (сообщество) = "организм", "глубоко биологический феномен", имеющий два уровня:
(1) биотический;
(2) социальный (культурный).
Это исходный пункт построения "социальной экологии".
"...Организация человеческого общества, как производная от растительного и животного обществ, строится на двух уровнях: биотическом и культурном. Существует симбиотическое общество, основанное на соревновании, и культурное общество, основанное на коммуникации и согласованности. В действительности же эти два общества просто являются различными сторонами одного общества, находясь во всеобщей взаимозависимости по отношению друг к другу. Культурная суперструктура покоится на основании симбиотической субструктуры, и зарождающиеся на биотическом уровне находящиеся в движении энергии обнаруживаются в более сложных формах на более высоком социальном уровне" [2, с.55].
Роль биотического уровня: он лежит в основе всего социального развития и, в конечном счете, определяет социальную организацию общества; присущие ему механизмы (главным образом конкуренция) проявляются в модифицированной форме на всех уровнях социальной организации и детерминируют ее изменение.
"Проявления живого, изменяющегося, но всегда присутствующего порядка среди соревнующихся организмов — организмов, содержащих в себе «конфликтующие, но соотносимые интересы», — также кажутся основой концепции социального порядка, преобладающей над индивидуальными особенностями общества, осно-ванного больше на биотическом, нежели на культурном базисе" [2, с.45].
Социальная экология исходит из этой двухуровневой модели общества и рассматривает, как из биотического уровня развивается социальная организация.
"Человеческая экология в принципе не отличается от растительной и животной экологии, поскольку она изучает социальный порядок, основанный больше на соревновании, чем на консенсусе... Общество, как понимали его экологи, является населением, которое распределено и ограничено своим habitat.
Связи свободной и естественной экономики, основанные на естественном разделении труда, объединяют его отдельные элементы. Такое общество территориально организовано, и связи, держащие его в едином целом, являются больше физическими и живыми, нежели моральными и опирающимися на обычаи.
Тем не менее человеческая экология должна считаться с тем фактом, что в
человеческом обществе соревнование ограничено обычаями и культурой. Куль
турная суперструктура представляет собой инструмент управления и контро
ля над биотической субструктурой" [2, с. 56]. ______________