1. ИМПУЛЬС = это функционально связанное с внешним стимулом побуждение к действию.
2. ПЕРЦЕПЦИЯ = формирование в сознании представления об объекте (интерпретация) и модели будущего действия ("репетиция в воображении").
Перцепция содержит все элементы акта (представления о стимуляции, реакции и результате реакции, почерпнутые из прошлого опыта поведения в аналогичных ситуациях).
Содержание перцептуального объекта (выделенного элемента реальности, наделенного значением) определено прошлым опытом индивида:
= в силу уникальности каждого отдельного личного опыта индивидуальное значение объекта у каждого отдельного индивида несколько отличается от значений, придаваемых этому объекту другими (в ходе взаимодействия эти значения постоянно "подгоняются" друг к другу = взаимное приспособление индивидов друг к другу).
"...Совместное действие не может быть сведено к общепринятому или иному типу поведения со стороны участников. Каждый участник обязательно обладает определенной точкой зрения и, сообразуясь с ней, вовлечен в отдельно взятый акт. Именно эта обусловленность актов, а не их совокупность, составляет совместное действие. Каким образом отдельные акты сосуществуют друг с другом в человеческом обществе? Их сосуществование не является результатом явного механического манипулирования... Вместо этого участники подгоняют свои акты друг к другу, во-первых, идентифицируя социальный акт, в который они готовы быть вовлечены, и во-вторых, интерпретируя и определяя акты друг друга при формировании совместного акта" [5, с.21].
|
|
Перцепт = кристаллизованный прошлый опыт; совокупность символических содержаний, определяемых опытом участия индивида в определенных системах социального взаимодействия. В структуре self перцепту соответству-ет те.
Стадию перцепции можно охарактеризовать как "интерпретацию ситуации":
"...любое действие формируется в свете той ситуации, в которой оно происходит...
...действие формируется и конструируется посредством интерпретации ситуации. Действующая единица обязательно должна идентифицировать вещи, которые она должна принять во внимание — задачи, возможности, препятствия, средства, требования, неудобства, опасности и т.п.; она должна их определенным образом оценить и принять решение на основе этой оценки" [4, с. 177].
3. МАНИПУЛЯЦИЯ = непосредственное взаимодействие субъекта и объекта действия (взаимодействие индивида со средой).
4. КОНСУММАЦИЯ = процесс "потребления" (получения пользы от) объекта, оценивание объекта, переформирование значений. Реальный результат акта всегда вносит нечто новое в опыт индивида (перцепт); консуммация состоит в интегрировании нового опыта в перцепт. Это означает изменение self. (Поскольку индивид действует, его self находится в процессе непрерывного изменения.)
|
|
Анализ акта у Мида = это анализ "изнутри" (он вписывается в "понимающую традицию" в социологии).
Г. БЛУМЕР: "С методологической и исследовательской точек зрения, изучение действия должно рассматриваться с позиции актера. Так как действие выстраивается актером из того, что он ощущает, интерпретирует, судит, действие необходимо рассматривать в управляемой ситуации так, как ее видит актер, устанавливать значения терминов в том, что они означают для актера, следовать линии актера так, как он организует ее... Этот методологический подход диаметрально противоположен так называемому объективному подходу.., рассматривающему актера и его действия с позиции внешнего беспристрастного наблюдателя... актер действует по отношению к своему миру на основе того, как он видит его, а не так, как мир является внешнему наблюдателю" [5, с.24-25].
4. Жест. "Голосовой жест". Жест и язык. Роль языка в возникновении Я (self)
ЖЕСТ = исторически первичная, доязыковая форма коммуникации. "Язык жестов" существует уже у животных и подчиняется схеме "S-»R". Жест = элемент поведения: начальная стадия акта (действия).
Например: оскаливание зубов у собаки =
= начальная стадия нападения.
Жест = это незавершенный (редуцированный) акт:
смысл жеста является смыслом обозначаемого им акта; этот смысл понятен
адресату и вызывает у него инстинктивную ответную реакцию
Язык жестов":Жест (стимул) -» Ответная реакция
Ответная реакция <- жест (стимул)
II
(жест) -».......................................................
СЛОВО ("голосовой", или "звуковой" жест) = важнейший из жестов-символов (для человека); высшая, чисто человеческая (социальная по сути) форма коммуникации.
В словах фиксируются (и тем самым социально закрепляются) универсальные смысловые значения (символы).
В социальном взаимодействии жест и реакция на него опосредованы значением (прежде всего это касается "голосовых жестов").
Жест------------ ► Значение ------------ ► Ответная
_________ (интерпретация жеста) реакция
Взаимно интерпретируя (и соотнося) жесты друг друга, индивиды корректируют свое поведение в присутствии других и тем самым делают возможным совместное действие.
Слова-жесты, в отличие от телесных, мимических и прочих жестов, применяемых животными, несут в себе социально закрепленные значения и потому одинаково воздействуют на всех индивидов: и того, кто произносит эти слова, и того, кому они адресованы.
ДЖ. Г. МИД: "Звуковой жест имеет особое значение, потому что на производящего его индивида он оказывает то же воздействие, что и на другого" (цит. по [1, с.64]).
Язык возникает тогда, когда индивид начинает реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие: тогда индивид сознает значение своего жеста и пользуется им с определенным намерением (осознанно).
РОЛЬ ЯЗЫКА В ВОЗНИКНОВЕНИИ Я: язык = конституирующий фактор сознания. Социальные значения закреплены в словах; индивид овладевает этими значениями через овладение языком в процессе социализации (благодаря усвоению значений языковых жестов возникают и сознание, и человеческая личность, self). Научаясь реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие, человек становится объектом для самого себя.
5. Понятие "перспектива". Принцип относительности.
Множественная структура реальности. "Множественное
Я". Интегрирование опыта как функция self.
Подсистемы "/" и "те" в системе self ("структура Я")
ПЕРСПЕКТИВА: Понятие "перспектива" — одно из важнейших в философии Ми-да: оно выражает специфичность взаимодействия каждой "живой формы" со свойственной ей средой. Концепция множественности перспектив вытекает из "принципа относительности" (распространяемого Мидом на всю реальность).
|
|
Принцип относительности (из теории относительности): объект может быть рассмотрен в разных системах координат (с разных точек зрения).
Структура реальности, согласно принципу относительности, характеризуется многообразием (множественностью) перспектив, плюральностью различного рода систем:
= любой объект (физическое тело, "живая форма", социальное Я) участвует во многих перспективах одновременно.
Аналогично у Р. Парка: человек одновременно участвует в нескольких системах взаимодействия (порядках): экологическом, экономическом, политическом, культурном.
В обществе человек включен в различные перспективы (системы взаимодействия): экономическую, семейную, политическую и т.д. Да и само взаимодействие — всегда переход из одной "перспективы" в другую (переструктурирование реальности = среды).
СОЦИАЛЬНОСТЬ — это "способность быть несколькими вещами сразу"
(Дж.Г. Мид. Цит. по [2, с.79]).
Исходя из факта участия индивида в разных системах взаимодействия, человеческое Я предстает как
МНОЖЕСТВЕННОЕ Я: мы как бы разделяемся на множество различных Я, в зависимости от обстоятельств и отношений, в которые мы вступаем:
разные Я отвечают на различные социальные реакции (self может быть представлено как множество частных Я, каждое из которых определено специфической "перспективой" или системой взаимодействия, в которой участвует носитель этого self, каждая система взаимодействия предполагает особые ожидания в отношении поведения действующего индивида).
ДЖ. Г. МИД: "Множественная личность является в известном смысле нормаль-
ной" (цит. по [1, с.67]). __________________________________________________
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ SELF: "Сталкивающиеся перспективы создают для человеческого поведения "проблематическую ситуацию": человек так или иначе выходит из затруднения и в результате действия (являющегося решением проблемы) получает новый опыт; интеграция системой self нового опыта делает индивида более опытным в такого рода ситуациях и более способным одновременно учесть различные перспективы, которые в данной ситуации должны были быть учтены. Тем самым, в нормальном случае, поддерживается единство self (самоидентичность).
|
|
Г. БЛУМЕР: "Индивид объединяет в единое целое свое действие и руководит им,
принимая во внимание различные вещи и интерпретируя их значимость для сво-
его будущего действия" [4, с. 175]. ________________________________________
СТРУКТУРА SELF: "фундаментальная структурная двойственность", свойственная Я.
Г.Блумер предостерегает от трактовки данного аналитического разделения self на "/" и "те" как структурного. Self (по Блумеру) — это не структура, а процесс.
Дж. Г. Мид выделяет в системе Я (self) две подсистемы:
(1)"/"; (2) "те".
SELF
/ \
I" "те"
/ и те = не два разных Я и не структурные части self, это две стороны (фазы) единого человеческого Я (self). Данное разделение на / и те является исключительно аналитическим и проведено с целью описания динамики процесса функционирования self.
Me - воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных (т. е. принятых другими) установок, норм и диспозиций (универсальных значений).
Это то Я, которое непосредственно дано индивиду в его опыте и самосознании.
Me = это Я как обыденный, привычный, предсказуемый индивид; это — "другие" и "обобщенные другие", представленные в индивидуальном самосознании.
Посредством те осуществляется социальный контроль (в форме самоконтроля индивида).
/ = реакция индивида на организованную установку сообщества; это нерефлек-сируемое Я.
/ обеспечивает спонтанность, творческий характер, непредвиденность, непредсказуемость, неожиданность и своеобразие индивидуального поведения. Это источник новизны, чего-то такого, чего раньше не было. Исключи-
тельная роль / в разрешении проблематической ситуации: оно обеспечивает повседневное приспособление к новым условиям, спонтанно находя решение проблем, постоянно возникающих на пересечении различных "перспектив". / производит социальные микроизменения в повседневных взаимодействиях; в концепции Мида данное понятие служит объяснению социальных изменений.
/ существует только в настоящем; но настоящее доступно рефлексии лишь как прошлое, как свершившееся, через память о прошлом опыте (рефлексия имеет место post factum); I входит в сознание уже интегрированным-в-опыт, т. е. как те -> отсюда проистекает неуловимость /для рефлексии.
ДЖ. Г. МИД: 7 — это нечто такое, что никогда нельзя полностью рассчитать" (цит. по[1, с.67]).