В процессе функционального анализа необходимо выделять:
(1) различные формы, подлежащие рассмотрению (системы и их части);
"... нельзя предполагать полную интеграцию всех обществ. Вопрос об интеграции общества — это вопрос эмпирического исследования, и, решая его, мы должны быть готовыми к тому, что общества обнаружат различные степени интеграции...
...Теория функционального анализа должна включать в себя требование спецификации той социальной единицы, которая обслуживается данной социальной функцией, равно как и признание того, что явления культуры имеют множество следствий..." [1, с.398];
(2) различные типы влияний этих форм на эмпирически установленные "фун
кциональные предпосылки": как функциональные, так и дисфункциональные;
"определение чисто балансового итога последствий того или иного социального явления" [1, с.399];
(3) процессы, благодаря которым именно эти, а не другие формы начинают су
ществовать и оказывать влияние друг на друга и на систему в целом
|
|
= "функциональные альтернативы".
Зг. Понятие "функция"
В работе "Явные и латентные функции" Мертон проанализировал применение понятия "функция" в работах функционалистов (социологов и социальных антропологов).
"С самого момента возникновения в функциональный метод в социологии проникла терминологическая путаница. Очень часто один и тот же термин используется для обозначения различных понятий, точно так же как одно и то же понятие обозначается различными терминами" [1, с.380].
Мертон выделяет пять значений понятия "функция" (существующих наряду со множеством других).
(1) Общественное мероприятие.
"Обиходное употребление, согласно которому функцией называют некоторое публичное собрание или праздничное мероприятие, обычно включающее какие-то церемониальные моменты" [1, с.380].
Это значение редко используется в социологии и "полностью чуждо функциональному анализу".
(В русском языке слово "функция" в данном значении не употребляется.)
(2) Специализированный род занятий, профессия.
Это значение часто используется экономистами для описания функционального распределения занятий в группе (распределения экономических функций).
Для социологии в данном случае лучше пользоваться термином "профессия" (или "род занятий").
(3) Должность.
<Частный случай второго значениям
"Деятельность, входящая в круг обязанностей человека, занимающего некоторое социальное положение, или, более конкретно.., круг обязанностей, связанных с некоторой должностью или политической позицией" [1, с.381].
|
|
// Отсюда слово "функционер".
Это понимание функции лучше исключить, "так как оно отвлекает наше понимание от того обстоятельства, что функции осуществляются не только лицами.., но и широким кругом стандартизированных деятельно-стей, социальных процессов, культурных стандартов и систем верований..." [1, с.381].
(4) Математическая функция.
"...Переменная, рассматриваемая в отношении к одной или большему числу других переменных, через которые она может быть выражена и от значения которых зависит ее собственное значение" [1, с.381].
// Выражения: "функциональная зависимость", "функциональное отношение"...
В социологии это значение используется,
однако "... исследователи... нередко мечутся между математическим и другим, связанным, хотя и отличным от него, значением, которое также включает в себя понятия взаимозависимости, взаимного отношения или же взаимосвязанных изменений" [1, с.382].
(5) Взаимозависимость, взаимная связь.
Системообразующий принцип связи структурных элементов.
"...Именно это пятое значение слова и является главным в функциональном анализе в том его виде, в котором он применяется в социологии и социальной антропологии" [1, с.382].
(Это значение заимствовано из биологии.) Функция описывалась как:
• роль в обществе;
• вклад в сохранение общества в целом; способ взаимосвязи элементов внутри системы.
Использование в качестве синонимов-эквивалентов таких понятий, как "применение", "полезность", "цель", "мотив", "намерение", "стремление", "следствие" и т. п., вносит путаницу в понятийный аппарат и, кроме того, часто ведет к смешению (субъективных) мотивов с (объективной) функцией.
Следовательно, в целях систематизации понятий функционального анализа необходимо четко разделить понятия мотивов и функций.
Мертон дает термину "функция" следующее ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
"функции — это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы" [1, с.414].
Зд. Понятия "дисфункция" и "социологическая амбивалентность'
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
"Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы" [1, с.414].
Понятие "дисфункция" указывает на наличие напряжения, принуждения, давления на структурном уровне.
Позднее, продолжая свою линию на выявление как положительных, так и отрицательных последствий того или иного явления для системы, Мертон ввел понятие "социологическая амбивалентность". Суть этого понятия в том, что любая форма, выполняющая (или способная выполнять) позитивные функции в системе, способна играть (или играет) в ней также и дисфункциональную роль.
Зе. Явные и латентные функции (Работа "Явные и латентные функции", с.425-431)
ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ДАННОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ —
исключить смешение сознательной (субъективной) мотивации социального поведения и его объективных последствий.
СУТЬ РАЗГРАНИЧЕНИЯ:
"разграничение между случаями, в которых субъективные цели совпадают с объективными последствиями, и случаями, когда они расходятся" [1, с.414]. "В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка" [1, с.427].
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
"Явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы.
|
|
Латентные функции, соответственно, — те объективные
последствия, которые не входили в намерения и не были
осознаны" [1, с.414]. ________________________________
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ.
(1) "Это разграничение позволяет понять стандарты социального поведения,
которые на первый взгляд кажутся иррациональными" [1, с.428].
Например, предрассудки, суеверия, инертные традиции — это формы поведения, продолжающие существовать, в то время как их явные цели уже не осуществляются.
"Это поведение может выполнять функцию для группы, совершенно отличную от явной ее цели... *" Путем систематического применения понятия латентной функции иногда можно обнаружить, что явно иррациональное поведение является положительно функциональным для группы" [1, с.429].
(2) "Однако в тех случаях, когда социальное поведение не направляется на
достижение явно недосягаемых целей, исследование побочных или ла
тентных функций поведения социологами становится менее вероятным.
Различение между явными и латентными функциями направляет внимание на теоретически плодотворные области исследования" [1, с.430].
Вопрос: достигает ли принятая практика поставленной перед ней цели? (Особенно важны ответы на такого рода вопросы для практической политики.)
Изучение латентных функций наиболее многообещающе для теоретической социологии:
(3) оно позволяет избежать моральных оценок;
(4) оно делает социологию не просто регистрацией наблюдаемых и очевидных для здравого смысла данных; оно выводит ее за рамки обыденного сознания, для которого латентные функции социальных явлений (по определению) недоступны.
Зж. Парадигма для функционального анализа в социологии: 11 положений (Работа "Явные и латентные функции", с.412-425)
Социологии необходима общая "логика процедуры" для проведения исследования.
"В качестве первого опытного шага в направлении кодификации функционального анализа в социологии предлагается парадигма понятий и проблем, которые являются центральными для данного подхода.., «Эна> позволяет одновременно рассматривать основные требования функционального анализа и помогает исследователю вносить коррективы в выдвигаемые им интерпретации... Данная парадигма дает нам основное ядро понятий, методик и выводов функционального анализа" [1,с.412-413].
|
|
1. Явление (явления), которому приписывается функция.
Объект анализа должен представлять собой "стандартизированное (т. е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, ин-
ституционные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т. д." [1, с.413].
2. С убъективные предпосылки (мотивы, цели) —
"мотивы деятельности индивидов, включенных в исследуемую систему" (не путать с объективными последствиями мотиваций).
3. Объективные последствия (функции, дисфункции).
(1) Необходимость учета множественности последствий = требование под
ведения "чистого балансового итога совокупных последствий":
(а) функции;
(б) дисфункции;
(в) нефункциональные последствия, безразличные для сис
темы.
(2) Разграничение объективных функций и субъективных мотивов:
(а) явные функции;
(б) латентные функции.
4. Социальная единица, обслуживаемая функцией.
Необходимо рассматривать последствия явления для:
• индивидов разного статуса;
• подгрупп;
• больших социальных и культурных систем.
5. Функциональные требования (потребности, предпосылки существования).
Проблема установления разных типов функциональных предпосылок (всеобщие versus специфические).
6. Механизмы, через которые выполняется функция.
Социальные (не психологические) механизмы:
• распределение ролей;
• иерархический порядок ценностей;
• обособление институциональных требований;
• социальное разделение труда;
• ритуалы, церемонии; и т. д.
7. Функциональные альтернативы (эквиваленты, заменители).
«Этказ от постулата функциональной неизбежности и незаменимости конкретных социальных структур>.
Проблема "определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь в котором, они могут выполнять определенную функцию".
8. Структурный контекст (ограничивающее влияние структуры).
"Диапазон вариаций в явлениях, при которых они могут выполнять соответствующие функции в социальной структуре, не является беспредельным.
Взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает фактические возможности изменений или функциональных альтернатив" [1, с.416].
9. Динамика и изменение.
Необходимо исследовать как статические, так и динамические аспекты социальной структуры. (Особая роль изучения дисфункций.) Исследование факторов неравновесия.
10. Проблемы, связанные с установлением достоверности положений функ-
иионального анализа.
(Требование строгих методик анализа; связь с практическими исследованиями.)
11. Проблемы идеологического значения функционального анализа.
• роль идеологии (влияние заказчика) в постановке проблем, формулировке гипотез, понятий, выводов;
• возможное идеологическое значение выводов.