Задача и приемы психотерапии

Задача терапии — обучить пациента определять у себя малоадаптивные мысли и блокировать их. К сожа­лению, мы не замечаем многого, пока не научимся заме­чать.

Через несколько таких сеансов больной начинает по­нимать, что смешно быть сосредоточенным на совершенно незнакомых людях. И действительно, ведь чаще всего мы до ужаса боимся водителей такси, официантов, про­давцов, людей, которых мы видим, как правило, один раз в жизни. Я не хочу сказать, что с этой категорией лиц не следует вести себя вежливо. Но униженное по­ведение с ними мы компенсируем грубостью с близки­ми. И действительно, для того чтобы издеваться над че­ловеком, нужно жениться на ней или выйти за него за­муж, стать другом или начальником, а еще лучше — родить и воспитать. Я в таких случаях советую в обще­нии с близкими применять одно правило: общайся со своими, как ты общаешься с малознакомыми людьми или с соседями. Получается неплохо.

В конечном итоге выясняется, что больные неврозом живут, сами того не осознавая, по следующим правилам:

1. Мне должен сопутствовать успех в любом деле.

2. Необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались все люди и во все времена.

3. Если я не на вершине, то я в яме.

4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.

5. Если я сделал ошибку, то значит, я ничтожество.

6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.

7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не лю­бят, это ужасно.

8. Если кто-нибудь не согласен со мной, это значит, что он не любит меня.

9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, то буду потом раскаиваться.

Подобные правила ведут к несчастью. Невозможно, чтобы личность все любили во все времена. Степень любви и отношений постоянно колеблется. А при таких правилах любое уменьшение любви рассматривается как ее исчезновение.

Ошибка в оценке любой информации приводит к тому, что психическая травма бывает тяжелее, чем физиче­ское повреждение.

Техника когнитивной психотерапии как раз и состо­ит в том, чтобы позиции больного были вскрыты, и в том, чтобы помочь больному решить, не приводят ли его мысли к саморазрушению. Короче говоря, больной до­лжен на собственном опыте научиться понимать, что некоторые его жизненные концепции сделали его менее счастливым. Ему было бы лучше, если бы он руковод­ствовался более реалистическими правилами. Но врач не постулирует свои концепции, а просто высказывает альтернативные правила. А принять их или нет, — это уже дело больного.

Вышеназванные правила приводят к нереальным же­ланиям, которые сводятся к следующим:

1. Всегда быть пределом великодушия, рассудитель­ности, мужества, достоинства и бескорыстия.

2. Быть совершенным любовником, другом, отцом, учителем, студентом.

3. Уметь переживать любые лишения с хладнокрови­ем.

4. Быть способным быстро разрешать каждую про­блему.

5. Никогда не болеть, всегда быть счастливым и без­мятежным.

6. Знать, предвидеть и понимать все.

7. Быть непринужденным, а также контролировать свои чувства.

8. Уметь отстаивать свои права и никогда никому не повредить.

9. Никогда не уставать.

10. Всегда быть на пике продуктивности.

Приемов когнитивной терапии много, но все они сво­дятся к раскрытию этих малоадаптивных правил и же­ланий. Преимущество данного метода заключается в том, что он помогает больному использовать его собствен­ный опыт. Когда больной научится распознавать мало­адаптивные сигналы, он начнет исправлять их автома­тически.

К сожалению, у нас когнитивная терапия не находит должного рапространения. Возможно, это объясняется тем, что для ее успешного применения необходимо неплохо знать логику. Но некоторые приемы когнитивной терапии достаточно просты. И они приводятся ниже.

Запланированная активность. Строится подроб­ный активационный график, которому больной старает­ся следовать.

Градуированное задание. Цель — дать больному достичь успеха. Его иногда называют «лечение успехом». Врач начинает с простого задания, которое он может определить, исходя из способностей больного. Затем постепенно задания усложняются.

Лечение удовольствием и мастерством. Боль­ному предлагается делать пометки, когда у него что-то получилось или когда он испытал удовольствие. Цель — прорвать «слепоту» больного в ситуациях, когда он до­стигал успеха или получал удовлетворение.

Когнитивная переоценка. Этот прием использо­ван и вышеприведенной беседе, во время которой боль­ной иначе стал оценивать свою неудачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: