Введение. ГОУ_ВПО «Омский государственный технический университет»

ГОУ_ВПО «Омский государственный технический университет»

Цикл СД_280103_-«Защита в чрезвычайных ситуациях»

Лекция 11

Тема: Органы управления РСЧС

Разработал Обсуждена Доцент В.Матвеев на заседании цикла «___» ______2010г. «___» ________ 2010г.

Протокол № _______

ОМСК 2010

Учебные цели:

1. На основе общей теории управления организациями изучить общие понятия об органах управления.

2. Изучить основные задачи и организационную структуру федеральных, региональных и местных органов управления.

Вид занятия: лекция

Место занятия: ауд. 305

Время: 90 мин.

Введение 5 мин.

Первый Органы управления федерального и регионального уровней 50 мин.

учебный вопрос

Второй Органы управления субъектов РФ и местного уровня 30 мин.

учебный вопрос

Заключение 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Комплект слайдов по теме.

2. Стенды класса 305.

Литература:

1. Шулежко В.Ф., Щебланин Н.П., Кузьмин А.И., Ишимов И.Ш. Теоретические основы управления СКГЗ. Тексты лекций, Выпуск 2. Новогорск, АГЗ, 2000г..

2. Положении о региональном центре по делам ГОЧС. Приказ МЧС от 17.012003 г. № 22.

3. Примерное положении об органе управления по делам ГОЧС. Приказ МЧС от 13.03.97 г. № 137.

4. Типовое положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Российской Федерации. Письмо зам. МЧС от 24.01.96 г. № 40/138

5. РСЧС и ГО на современном этапе. Учебное пособие. – АГЗ, 2000. Инв.1655к.

6. Система управления РСЧС. Учебное пособие. – АГЗ, 1999. Инв.1005к.

7. Организационная структура и порядок работы КЧС субъектов Российской Федерации. Учебное пособие. – АГЗ, 1997. Инв.1273к.

8. Оперативные подразделения ОУ ГОЧС. Учебное пособие. – АГЗ, 1999. Инв.1506к.

9. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновению ЧС. ВНИИ ГОЧС, 1996.


Введение

В практической деятельности должностных лиц органов управления СГЗ различного уровня управленческая деятельность базируется на руководящих документах, в основу которых положены результаты исследования управления с использованием системного подхода. Для творческого использования и понимания их необходимо всем специалистам МЧС знать основы теории управления применительно к специфике СГЗ. Усвоение основ управления является базой для качественного познания практических вопросов управления.

В экономике и в политической жизни Российской Федерации происходят значительные перемены. Процесс этот далеко не закончен, многое еще будет меняться. Не может оставаться в стороне от совершенствования и Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Можно предположить, что будут претерпевать изменения структуры органов управления и перечень выполняемых ими задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Возникнут новые подходы к проблемам защиты населения. Все больше внимания будет уделяться экономической и финансовой сторонам этих проблем.

Сложность и разнообразие функциональных задач органов управления обуславливает необходимость иметь в их организационной структуре различные подразделения по обеспечению управленческой деятельности.

По организационной структуре органы управления систем предупреждения и ликвидации ЧС имеют свои особенности. Это зависит от расположения регионов, территорий, наличия потенциально опасных организаций и т.д. Однако, несмотря на отличия, выполняемые ими задачи во многом сходны, что определяется характером их деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Первый учебный вопрос

Органы управления федерального и регионального уровней

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционирует под руководством Правительства Российской Федерации, на которое, согласно Закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возложены следующие полномочия:

а) издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечение их выполнения;

б) организация проведения научных исследований, разработки и обеспечения выполнения специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

в) принятие решений о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения;

г) определение:

задач, функций, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

порядка привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена её между исполнительными органами государственной власти органами управления специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

д) руководство РСЧС;

е) установление классификации ЧС и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

ж) обеспечение создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и определение порядка их использования;

з) установление и контроль процесса производства, режима хранения, условий перевозки и порядка использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности.

Рассмотрим задачи, структуру и состав органов управления РСЧС федерального и регионального уровня.

а) на федеральном уровне:

координационные органы управления

Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, далее именуемой Правительственной комиссией, предназначена для проведения единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.

Утверждение персонального состава Правительственной комиссии, назначение руководителей, определение компетенции и полномочий осуществляется решениями Правительства, при этом, компетенция и полномочия определяются в положении о ней или в решении о создании Правительственной комиссии.

Правительственная комиссия осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации, а также общественными объединениями.

Организационно-техническое обеспечение работы Правительственной комиссии осуществляет аппарат МЧС России, для чего при МЧС создается оперативный штаб.

Правительственная комиссия может создавать рабочие (оперативные) группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности и определять порядок их работы.

В федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, далее комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Основными задачами вышеназванных комиссий являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении ЧС;

организация и руководство деятельностью функциональных подсистем РСЧС,

другие задачи возложенные на КЧС.

КЧС министерств и ведомств руководят созданием и использованием ведомственных резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Состав КЧС федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и положения о них утверждаются решениями их соответствующих руководителей, где могут быть внесены те или иные изменения, дополнения в зависимости от конкретных задач и обстановки.

Постоянно действующие органы управления по делам ГОЧС)

Рассмотрим задачи и структуру одного из основных органов управления по делам ГОЧС на федеральном уровне, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами РФ. Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами России по вопросам ведения МЧС России, а также положением о МЧС (Указ Президента РФ № 1011 от 21.09.2002г.).

Свою деятельность МЧС осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Основными задачами МЧС являются:

реализация единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление по решению Президента РФ и правительства РФ мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС;

осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО;

осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, а также обмена ею.

Структура МЧС постоянно совершенствуется и на сегодня в составе центрального аппарата образованы следующие самостоятельные структурные подразделения:

Департаменты:

- гражданской защиты;

- предупреждения чрезвычайных ситуаций и научно-технической политики;

- управления в кризисных ситуациях;

- войск ГО и спасательных формирований;

- кадров и профессиональной подготовки;

- организационно-мобилизационный;

- финансово-экономической деятельности;

- инвестиций и эксплуатации основных фондов;

- международного сотрудничества;

- федеральной поддержки территорий;

- правового обеспечения;

- материально-технического обеспечения и вооружения;

Главное управление Государственной противопожарной службы;

Управления:

связи и оповещения;

по преодолению последствий радиационных аварий, катастроф и социальной защиты;

контрольно-ревизионное

авиации;

медицинское;

безопасности;

информации и связи с общественностью;

экономического анализа и прогнозирования;

государственной инспекции маломерных судов;

закупок и резервов;

Самостоятельные отделы:

первый;

организации деятельности Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Таким образом, в состав центрального аппарата МЧС России входят: 13 департаментов, 1 главное управление, 10 управлений и 2 самостоятельных отдела.

Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС приказом Министра создаются следующие нештатные оперативные подразделения МЧС России:

оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОШ ЛЧС);

оперативные группы (ОГ);

оперативная дежурная смена (ОДС).

В отдельных случаях могут создаваться временные органы управления МЧС России. Например, в Чеченской республики было создано территориальное управление МЧС России.

Оперативный штаб ликвидации ЧС (ОШ ЛЧС) является нештатным структурным подразделением, формируемым на период ликвидации ЧС федерального и регионального масштабов. Одновременно он является рабочим органом Правительственной комиссии и комплектуется руководящим составом и сотрудниками центрального аппарата Министерства и Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России.

Развертывание ОШ ЛЧС осуществляется с вводом режима «Чрезвычайной ситуации» и обеспечивается ОДС МЧС России.

Главные задачи ОШ ликвидации ЧС МЧС России:

планирование и организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

координация действий подразделений МЧС России, территориальных и функциональных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение деятельности Правительственной комиссии;

организация взаимодействия с органами управления министерств и ведомств Российской Федерации, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативная группа (ОГ) МЧС России создается в соответствии с приказом Министра и предназначена для:

оценки масштабов ЧС и прогнозирования развития обстановки;

подготовки предложений для включения в план действий по ликвидации ЧС, использованию сил, средств и всех видов ресурсов, распределению средств, поступающих в качестве помощи пострадавшему населению;

непосредственное руководство, по указанию Министра, работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с органами управления РСЧС в районе бедствия.

Оперативная группа формируется заблаговременно из числа сотрудников центрального аппарата МЧС и ЦУКС МЧС России.

Оперативная дежурная смена (ОДС) МЧС России несет службу в режиме круглосуточного дежурства и предназначена для:

сбора, анализа, обработки и отображения информации о ЧС;

подготовки предложений руководству МЧС России для принятия решения на организацию АСДНР;

обеспечения развертывания ОШ ликвидации ЧС и информационное обеспечение его работы;

организации оповещения и сбора оперативного состава МЧС, входящих в состав оперативных подразделений.

ОДС формируется начальником ЦУКС МЧС России из личного состава подразделений центра управления в кризисных ситуациях. РуководитОДСстарший оперативный дежурной смены.

С возникновением ЧС ОДС усиливается специалистами департаментов и управлений, что обеспечивает проведение первоочередных мероприятий по организации реагирования на ЧС в течение первых суток – до развертывания ОШ ЛЧС МЧС России.

Для согласованной работы оперативных подразделений МЧС России организуется их взаимодействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: