ГОУ_ВПО «Омский государственный технический университет»
Цикл СД_280103_-«Защита в чрезвычайных ситуациях»
Лекция 11
Тема: Органы управления РСЧС
Разработал Обсуждена Доцент В.Матвеев на заседании цикла «___» ______2010г. «___» ________ 2010г.
Протокол № _______
ОМСК 2010
Учебные цели:
1. На основе общей теории управления организациями изучить общие понятия об органах управления.
2. Изучить основные задачи и организационную структуру федеральных, региональных и местных органов управления.
Вид занятия: лекция
Место занятия: ауд. 305
Время: 90 мин.
Введение 5 мин.
Первый Органы управления федерального и регионального уровней 50 мин.
учебный вопрос
Второй Органы управления субъектов РФ и местного уровня 30 мин.
учебный вопрос
Заключение 5 мин.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Комплект слайдов по теме.
2. Стенды класса 305.
Литература:
1. Шулежко В.Ф., Щебланин Н.П., Кузьмин А.И., Ишимов И.Ш. Теоретические основы управления СКГЗ. Тексты лекций, Выпуск 2. Новогорск, АГЗ, 2000г..
2. Положении о региональном центре по делам ГОЧС. Приказ МЧС от 17.012003 г. № 22.
3. Примерное положении об органе управления по делам ГОЧС. Приказ МЧС от 13.03.97 г. № 137.
4. Типовое положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Российской Федерации. Письмо зам. МЧС от 24.01.96 г. № 40/138
5. РСЧС и ГО на современном этапе. Учебное пособие. – АГЗ, 2000. Инв.1655к.
6. Система управления РСЧС. Учебное пособие. – АГЗ, 1999. Инв.1005к.
7. Организационная структура и порядок работы КЧС субъектов Российской Федерации. Учебное пособие. – АГЗ, 1997. Инв.1273к.
8. Оперативные подразделения ОУ ГОЧС. Учебное пособие. – АГЗ, 1999. Инв.1506к.
9. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновению ЧС. ВНИИ ГОЧС, 1996.
Введение
В практической деятельности должностных лиц органов управления СГЗ различного уровня управленческая деятельность базируется на руководящих документах, в основу которых положены результаты исследования управления с использованием системного подхода. Для творческого использования и понимания их необходимо всем специалистам МЧС знать основы теории управления применительно к специфике СГЗ. Усвоение основ управления является базой для качественного познания практических вопросов управления.
В экономике и в политической жизни Российской Федерации происходят значительные перемены. Процесс этот далеко не закончен, многое еще будет меняться. Не может оставаться в стороне от совершенствования и Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Можно предположить, что будут претерпевать изменения структуры органов управления и перечень выполняемых ими задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Возникнут новые подходы к проблемам защиты населения. Все больше внимания будет уделяться экономической и финансовой сторонам этих проблем.
Сложность и разнообразие функциональных задач органов управления обуславливает необходимость иметь в их организационной структуре различные подразделения по обеспечению управленческой деятельности.
По организационной структуре органы управления систем предупреждения и ликвидации ЧС имеют свои особенности. Это зависит от расположения регионов, территорий, наличия потенциально опасных организаций и т.д. Однако, несмотря на отличия, выполняемые ими задачи во многом сходны, что определяется характером их деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Первый учебный вопрос
Органы управления федерального и регионального уровней
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционирует под руководством Правительства Российской Федерации, на которое, согласно Закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возложены следующие полномочия:
а) издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечение их выполнения;
б) организация проведения научных исследований, разработки и обеспечения выполнения специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС;
в) принятие решений о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения;
г) определение:
задач, функций, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
порядка привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена её между исполнительными органами государственной власти органами управления специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
д) руководство РСЧС;
е) установление классификации ЧС и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
ж) обеспечение создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и определение порядка их использования;
з) установление и контроль процесса производства, режима хранения, условий перевозки и порядка использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности.
Рассмотрим задачи, структуру и состав органов управления РСЧС федерального и регионального уровня.
а) на федеральном уровне:
координационные органы управления
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, далее именуемой Правительственной комиссией, предназначена для проведения единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.
Утверждение персонального состава Правительственной комиссии, назначение руководителей, определение компетенции и полномочий осуществляется решениями Правительства, при этом, компетенция и полномочия определяются в положении о ней или в решении о создании Правительственной комиссии.
Правительственная комиссия осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации, а также общественными объединениями.
Организационно-техническое обеспечение работы Правительственной комиссии осуществляет аппарат МЧС России, для чего при МЧС создается оперативный штаб.
Правительственная комиссия может создавать рабочие (оперативные) группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности и определять порядок их работы.
В федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, далее комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).
Основными задачами вышеназванных комиссий являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении ЧС;
организация и руководство деятельностью функциональных подсистем РСЧС,
другие задачи возложенные на КЧС.
КЧС министерств и ведомств руководят созданием и использованием ведомственных резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Состав КЧС федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и положения о них утверждаются решениями их соответствующих руководителей, где могут быть внесены те или иные изменения, дополнения в зависимости от конкретных задач и обстановки.
Постоянно действующие органы управления по делам ГОЧС)
Рассмотрим задачи и структуру одного из основных органов управления по делам ГОЧС на федеральном уровне, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами РФ. Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами России по вопросам ведения МЧС России, а также положением о МЧС (Указ Президента РФ № 1011 от 21.09.2002г.).
Свою деятельность МЧС осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Основными задачами МЧС являются:
реализация единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление по решению Президента РФ и правительства РФ мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС;
осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО;
осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, а также обмена ею.
Структура МЧС постоянно совершенствуется и на сегодня в составе центрального аппарата образованы следующие самостоятельные структурные подразделения:
Департаменты:
- гражданской защиты;
- предупреждения чрезвычайных ситуаций и научно-технической политики;
- управления в кризисных ситуациях;
- войск ГО и спасательных формирований;
- кадров и профессиональной подготовки;
- организационно-мобилизационный;
- финансово-экономической деятельности;
- инвестиций и эксплуатации основных фондов;
- международного сотрудничества;
- федеральной поддержки территорий;
- правового обеспечения;
- материально-технического обеспечения и вооружения;
Главное управление Государственной противопожарной службы;
Управления:
связи и оповещения;
по преодолению последствий радиационных аварий, катастроф и социальной защиты;
контрольно-ревизионное
авиации;
медицинское;
безопасности;
информации и связи с общественностью;
экономического анализа и прогнозирования;
государственной инспекции маломерных судов;
закупок и резервов;
Самостоятельные отделы:
первый;
организации деятельности Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Таким образом, в состав центрального аппарата МЧС России входят: 13 департаментов, 1 главное управление, 10 управлений и 2 самостоятельных отдела.
Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС приказом Министра создаются следующие нештатные оперативные подразделения МЧС России:
оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОШ ЛЧС);
оперативные группы (ОГ);
оперативная дежурная смена (ОДС).
В отдельных случаях могут создаваться временные органы управления МЧС России. Например, в Чеченской республики было создано территориальное управление МЧС России.
Оперативный штаб ликвидации ЧС (ОШ ЛЧС) является нештатным структурным подразделением, формируемым на период ликвидации ЧС федерального и регионального масштабов. Одновременно он является рабочим органом Правительственной комиссии и комплектуется руководящим составом и сотрудниками центрального аппарата Министерства и Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России.
Развертывание ОШ ЛЧС осуществляется с вводом режима «Чрезвычайной ситуации» и обеспечивается ОДС МЧС России.
Главные задачи ОШ ликвидации ЧС МЧС России:
планирование и организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация действий подразделений МЧС России, территориальных и функциональных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение деятельности Правительственной комиссии;
организация взаимодействия с органами управления министерств и ведомств Российской Федерации, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оперативная группа (ОГ) МЧС России создается в соответствии с приказом Министра и предназначена для:
оценки масштабов ЧС и прогнозирования развития обстановки;
подготовки предложений для включения в план действий по ликвидации ЧС, использованию сил, средств и всех видов ресурсов, распределению средств, поступающих в качестве помощи пострадавшему населению;
непосредственное руководство, по указанию Министра, работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с органами управления РСЧС в районе бедствия.
Оперативная группа формируется заблаговременно из числа сотрудников центрального аппарата МЧС и ЦУКС МЧС России.
Оперативная дежурная смена (ОДС) МЧС России несет службу в режиме круглосуточного дежурства и предназначена для:
сбора, анализа, обработки и отображения информации о ЧС;
подготовки предложений руководству МЧС России для принятия решения на организацию АСДНР;
обеспечения развертывания ОШ ликвидации ЧС и информационное обеспечение его работы;
организации оповещения и сбора оперативного состава МЧС, входящих в состав оперативных подразделений.
ОДС формируется начальником ЦУКС МЧС России из личного состава подразделений центра управления в кризисных ситуациях. РуководитОДСстарший оперативный дежурной смены.
С возникновением ЧС ОДС усиливается специалистами департаментов и управлений, что обеспечивает проведение первоочередных мероприятий по организации реагирования на ЧС в течение первых суток – до развертывания ОШ ЛЧС МЧС России.
Для согласованной работы оперативных подразделений МЧС России организуется их взаимодействие.