Задача терапии, по А.Адлеру, — вернуть человека в человечество. Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о присущих каждому человеку «кооперативных» чувствах нежности, доверия, любви, о чувствах общности, родства со всем человечеством.
Одним из важнейших аспектов социального чувства является развитие кооперативного поведения, котороереализуется в трехос-новныхформах, это:работа, в той степени, вкакойонанужналюдям, дружба и любовь. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную
неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основные черты здорового индивида.
Адлер выделяет три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни клиента, помощь ему в понимании самого себя, усиление его социального интереса. Он подчеркивал, что невротик, как правило, борется с терапевтом на каждом шаге пути, поскольку выздороветь — для него означает получить поражение, отказаться от того превосходства, которое дает болезнь, доказать же терапевту, что тот не может его вылечить — значит достичь превосходства над ним.
|
|
Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их достижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства (анализ ранних воспоминаний — отличительный метод адлериан-ской терапии). Поскольку жизненный стиль невротика развивается из негативных условий детства, терапевт должен установить, не имели ли место в детстве органическая неполноценность, избалованность или отверженность.
Пример.
Одна из моих учениц с помощью анализа ранних воспоминаний А.Адлера исследовала стиль жизни наркоманов в сравнении со стилем жизни здоровых людей. Она показала, что обобщенный стиль жизни наркомана можетбыть выражен в гедонистическом стремлении кдостижениюудоволь-ствия (это цельжизни), причем не существует никаких моральных запретов в достижении этой цели. Никаких других позитивных целей они не имеют и чувствуют себя изолированными существами во враждебном мире. Этот стиль жизни проистекает из определенных условий детства, прежде всего из ранней изоляции.
Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.
|
|
Психотерапия по Адлеру — это кооперативное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер указывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться кооперативные чувства, с их помощью он может преодолеть свою истинную или мнимую неполноценность.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие основные идеи привнес Адлер в психоаналитическую теорию?
2. Как вы понимаете термин «комплекс неполноценности»?
3. Какими способами может выражаться в жизни человека стремление к превосходству?
4. Какие черты по Адлеру характерны для психологически здорового индивида?
5. В чем состоят по Адлеру черты личности невротика (уход в болезнь)?
6. Опишите основные особенности терапии по Адлеру.
Литература
1. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.
2. Адлер А. Понять природу человека. —СПб., 1997.
З.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д, 1998.
5. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.
6. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по А.Адлеру. — СПб., 2000.
7. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.
8. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.
Глава 6. БИХЕВИОРИСТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Целью бихевиористски ориентированной психотерапии является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение четко определенных задач, в этом смысле такая психотерапия имеет много общего с работой социального педагога.
Родоначальником бихевиоризма как научного направления счи-таетсяД. Уотсон (1878—1958), но мы рассмотрим основные принципы бихевиористски ориентированной психотерапии на примере идей классика бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.
Б.Ф.Скиннер (1904—1990) — один из наиболее влиятельных психологов США. Его концепции привели к возникновению бихевиористски ориентированного обучения, в частности программированного обучения. Бихевиоризм использует технику изменения поведения вместо изменения состояния (как, например, в психоанализе).
Скиннер, как и все бихевиористы, основывает свою работу на наблюдаемом поведении людей и животных, он отрицает объяснения с субъективных позиций или исходя из «внутренних факторов».