Терапия. Задача терапии, по А.Адлеру, — вернуть человека в человече­ство

Задача терапии, по А.Адлеру, — вернуть человека в человече­ство. Адлер подчеркивал творческий, активный характер лично­сти в формировании собственной жизни, а также социальный ха­рактер человеческого поведения. Он говорил о присущих каждому человеку «кооперативных» чувствах нежности, доверия, любви, о чувствах общности, родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов социального чувства является развитие кооперативного поведения, котороереализуется в трехос-новныхформах, это:работа, в той степени, вкакойонанужналюдям, дружба и любовь. Адлер полагал, что только посредством сотруд­ничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную


неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основные черты здорового индивида.

Адлер выделяет три основных аспекта терапии: по­нимание специфического стиля жизни клиента, помощь ему в пони­мании самого себя, усиление его социального интереса. Он подчерки­вал, что невротик, как правило, борется с терапевтом на каждом шаге пути, поскольку выздороветь — для него означает получить поражение, отказаться от того превосходства, которое дает бо­лезнь, доказать же терапевту, что тот не может его вылечить — значит достичь превосходства над ним.

Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их достижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ран­ние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства (анализ ранних воспоминаний — отличительный метод адлериан-ской терапии). Поскольку жизненный стиль невротика развивает­ся из негативных условий детства, терапевт должен установить, не имели ли место в детстве органическая неполноценность, из­балованность или отверженность.

Пример.

Одна из моих учениц с помощью анализа ранних воспоминаний А.Ад­лера исследовала стиль жизни наркоманов в сравнении со стилем жизни здоровых людей. Она показала, что обобщенный стиль жизни наркомана можетбыть выражен в гедонистическом стремлении кдостижениюудоволь-ствия (это цельжизни), причем не существует никаких моральных запретов в достижении этой цели. Никаких других позитивных целей они не имеют и чувствуют себя изолированными существами во враждебном мире. Этот стиль жизни проистекает из определенных условий детства, прежде всего из ранней изоляции.

Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достиг­нуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптив­ный стиль жизни.

Психотерапия по Адлеру — это кооперативное усилие терапев­та и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помо­гает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер указывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться кооперативные чувства, с их помощью он может преодолеть свою истинную или мнимую не­полноценность.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие основные идеи привнес Адлер в психоаналитическую тео­рию?

2. Как вы понимаете термин «комплекс неполноценности»?

3. Какими способами может выражаться в жизни человека стремле­ние к превосходству?

4. Какие черты по Адлеру характерны для психологически здорового индивида?

5. В чем состоят по Адлеру черты личности невротика (уход в болезнь)?

6. Опишите основные особенности терапии по Адлеру.

Литература

1. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.

2. Адлер А. Понять природу человека. —СПб., 1997.

З.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д, 1998.

5. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.

6. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по А.Адлеру. — СПб., 2000.

7. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.

8. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.


Глава 6. БИХЕВИОРИСТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Целью бихевиористски ориентированной психотерапии явля­ется обучение приспособительным умениям, полезным при стол­кновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются кон­кретные поведенческие реакции, направленные на решение чет­ко определенных задач, в этом смысле такая психотерапия имеет много общего с работой социального педагога.

Родоначальником бихевиоризма как научного направления счи-таетсяД. Уотсон (1878—1958), но мы рассмотрим основные прин­ципы бихевиористски ориентированной психотерапии на приме­ре идей классика бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.

Б.Ф.Скиннер (1904—1990) — один из наиболее влиятельных психологов США. Его концепции привели к возникновению би­хевиористски ориентированного обучения, в частности програм­мированного обучения. Бихевиоризм использует технику измене­ния поведения вместо изменения состояния (как, например, в психоанализе).

Скиннер, как и все бихевиористы, основывает свою работу на наблюдаемом поведении людей и животных, он отрицает объяс­нения с субъективных позиций или исходя из «внутренних фак­торов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: