Программа краткосрочного повышения квалификации (72 академических часа) ориентирована прежде всего на специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, однако может быть использована в курсах повышения квалификации педагогов начальных классов и дошкольного воспитания, специалистов органов управления образованием, преподавателей педвузов. Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать как при диагностике, так и в ходе обучения и воспитания детей с такими отклонениями в развитии. В связи с тем, что дети с РАС могут быть в числе учащихся массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и без хотя бы элементарных знаний об особенностях таких детей специалисты сталкиваются с большими трудностями в диагностике РАС, воспитании и обучении детей с такими расстройствами. Отдельные темы программы могут быть использованы в рамках других курсов повышения квалификации.
|
|
Актуальность проблемы РАС, их диагностики и коррекции определяется многими причинами, среди которых:
высокая частота этой патологии (до 40-45 случаев на 10 тысяч детского населения, что чаще, чем детские онкозаболевания, сахарный диабет или синдром Дауна);
рост частоты встречаемости в последние 15-20 лет;
сложность и полиморфность клинической картины;
увеличение количества тяжелых и осложненных форм;
нерешенность многих проблем оказания коррекционной помощи и социальной защиты.
По данным как зарубежных, так и отечественных специалистов, без специализированной комплексной помощи большинство (до 97-98%) детей с аутизмом становятся тяжелыми психическими инвалидами, тогда как в условиях своевременно начатой и проводимой с использованием адекватных методов коррекцией до 90% получают возможность учиться по той или иной школьной программе.
Программа охватывает только начальный, ознакомительный этап подготовки специалистов. Практическая часть предполагает просмотр и обсуждение видеоматериалов, анализ историй болезни (развития), обмен опытом на основе обсуждения личных наблюдений слушателей, деловые игры. Непосредственное обследование аутичных детей, посещение занятий с ними в рамках спецкурса не предполагается из-за особенностей психики детей с РАС (прежде всего сензитивности). Кроме того, использование видеозаписей занятий, проводимых опытными специалистами, сравнение материалов разных лет помогает сделать занятия более насыщенными и эффективными.
Учебно-тематический план