Заболевание
| Клиника
| Лечение
|
Невротические страхи
| Неожиданные, пугающие обстоятельства или запугивание взрослыми.
Часто возникает страх перед посещением детского учреждения после возникновения там пугающей или конфликтной ситуации. После попытки научить ребёнка плавать может возникнуть страх перед водным пространством.
| Психотерапия: индивидуальная, групповая, семейная. Наиболее эффективны личностно-ориентированные методы: психодрама, трансактный анализ, гештальттерапия. Трудна, но возможна и с детьми рациональная психотерапия (изменение отношения больного к психотравмирующей ситуации). Применяется также аутогенная тренировка (лечебное самовнушение), гипносуггестивная терапия, наркопсихотерапия, фармакотерапия (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты, нейролептики). При лёгких формах – растительные седативные препараты и стимуляторы. Большое значение имеет режим. разумное чередование труда и отдыха, полноценный сон. При расстройствах речи – «режим молчания», затем – занятия с логопедом.
|
Невротические тики
| Непроизвольные, эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие после острой психотравмы. Ребёнок после 7 лет их замечает, хочет избавиться. Они обычно симметричны.
|
Неврозоподобные тики
| Непроизвольные, эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие у детей с органической патологией. Ребёнок их не замечает, они несимметричны.
|
Невротические расстройства сна
| Внезапные пробуждения под влиянием кошмарного сновидения. При нарушениях глубины сна могут появляться сноговорения, снохождения, ночное и дневное недержание мочи. При этом ребенок после 7 лет испытывает дискомфорт.
|
Неврозоподобные расстройства сна
| Ночное и дневное недержание мочи. При этом ребенок не испытывает дискомфорта.
|
Невротические расстройства речи
| Возможно развитие заикания (логоневроза) и страха речи (логофобии). Развивается постепенно. Ребёнок очень переживает и состояние усугубляется.
|
Неврозоподобные расстройства речи
| Возможно развитие заикания (логоневроза) и страха речи (логофобии). Развивается сразу. Ребёнок не тяготится своим состоянием.
|
Невротические расстройства аппетита
| Формируются вследствие психотравмирующих переживаний во время приёма пищи. В подростковом возрасте – нервная анорексия.
|
Патохарактерологические реакции
| Кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Различают:
- Реакцию оппозиции;
- Реакцию нигилизма;
- Реакцию компенсации и гиперкомпенсации;
- Реакцию имитации;
- Реакцию хобби;
- Реакцию эмансипации.
|