Нейронные сети, зависящие от состояния

Мы рассмотрели два типа разграничивающих состояний мозга: хирургическое рассечение мозга на левую и правую части и разделение опыта на «я» и «другие». В мозге имеются и более мелкие разграничения. Чтобы понять их, нам потребуется более точная модель, которая объяснит появление границ в мозге.

Эрнест Росси и Дэвид Чик первыми описали психотерапевтические аспекты процесса, посредством которого нейронная сеть становится обособленной (Rossi & Cheek, 1988). Чтобы понять их модель, объясним механизм передачи импульсов между нейронами и ден-дритами. Она осуществляется посредством сотен химических веществ, которые носят название «информационные вещества». Этими веществами являются допамин, норадреналин и ацетилхолин. Эти соединения одновременно являются основой эмоциональных состояний. Они влияют не только на нервную систему, но и на все тело, изменяя каждую его систему. Подавляющее число исследователей приходят к единому мнению о том, что определенные состояния полезны при обучении. Дж. О'Киф и Л. Надел (Jensen, 1995) обнаружили, что положительные эмоции усиливают способность мозга создавать когнитивные карты новой информации (то есть понимать и организовывать ее). Психобиолог Джеймс Макго из Калифорнийского университета (Ирвайн) пишет, что введение крысам «эмоциональных» гормонов энкефалина и адреналина улучшает и удлиняет их память (Jensen, 1995). Он пишет: «Мы считаем, что эти химические соединения фиксируют память. Они дают мозгу своеобразный эмоциональный сигнал:

"Сохрани это! Это очень важно!" — улучшая таким образом удержание информации».

Однако существует и другой важный эффект, оказываемый эмоциональным состоянием на процессы памяти. Существует запас в виде сочетания определенных химических веществ, которые могут реактивировать нейронную сеть. Если, например, человек сердится из-за того, что происходит определенное новое событие, то уровень норад-реналина повышается. Будущие события, результатом которых является повышение уровня норадреналина, реактивируют эту нейронную сеть. В результате нового события новые дендриты присоединятся к уже имеющимся и появится тенденция путать новое событие с предыдущим. Если в детстве человек, который присматривал за мной, кричал на меня и обзывал меня тупицей, то я мог бы испытывать страх, и это воспоминание сохранилось бы в моей памяти в виде очень важной нейронной сети. Когда кто-нибудь орет на меня во взрослом возрасте и я вхожу в состояние такого же страха, я могу почувствовать себя так, как это было в первый раз, и даже могу услышать голос, говорящий мне, что я тупица.

Это называется зависимой от состояний памятью и обучением, или ЗСПО. Наши воспоминания и результаты обучения зависят от состояния, в котором они были сформированы. «Нейронные сети можно определить в терминах активизации специфически локализованных зон нейронов, которые образованы посредством несущих информацию веществ, проникающих через внеклеточную жидкость. В самом простом случае нейронная сеть в 15 мм2может быть активизирована или отключена ввиду наличия или отсутствия специфического информационного вещества. Таким образом, активность этой нейронной сети будет зависеть от состояния, то есть от наличия или отсутствия информационного вещества» (Rossi & Cheek, 1988). В самом деле, процесс обучения зависит от состояния, и примеры этого явления известны уже давно. Когда человек пьян, его тело заполнено алкоголем и его побочными продуктами. Весь опыт, закодированный в этот период времени, перекодируется в совсем другом состоянии в нормальную форму. Если разница очень существенна, то человек может получить доступ к этому состоянию лишь снова напившись!

Зависимая от состояния память является биологической основой многих других явлений, с которыми мы работаем в НЛП. Очевидно, что якорение запускает высвобождение тех же химических соединений, которые присутствовали при установке якоря. И те же нейронные сети заново активизируются. Постгипнотическое внушение —

еще один пример этого явления. Его легко понять с точки зрения якорения («Когда я щелкну пальцами, вы почувствуете глубокий покой и расслабление»). Сдвиг субмодальностей — это метод повторного запуска нейронной сети с помощью кодирования в той же субмодальности. Или наоборот, дезактивация сети посредством перекодирования памяти позволит никогда больше не запускать старые сети. Гипнотическую амнезию аналогично можно объяснить зависимыми от состояния структурами памяти, поскольку нейронные сети, установленные во время транса, дезактивируются другими химическими веществами, когда человек выходит из транса.

В основу своего метода психотерапии Фрейд положил идею «подавления» и внутренней борьбы за контроль над памятью и мышлением. Это объяснение существования «бессознательных» памяти и мотивов («комплексов») можно заменить гипотезой зависимой от состояния памяти. Для того чтобы объяснить описанные выше явления, не нужна внутренняя борьба. Так называемый «комплекс» (в терминах Фрейда) является не чем иным, как последовательностью стратегий, которые запускаются нейронными сетями, неактивными в обычных химических состояниях. Росси и Чик отмечают: «Это позволяет рассматривать всю историю глубинной психологии и психоанализа как длительное клиническое исследование тога, как диссоциированная или зависимая от состояния память остается активной на бессознательных уровнях, создавая основу для "комплексов" <...> являющихся источником психологических и психосоматических проблем» (Rossi & Cheek, 1988).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: