Методические рекомендации к практическому занятию
Для студентов
Тема занятия: «ОСТРЫЕ ИНФЕКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Цель:
- Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных заболеваний нервной системы.
- Овладение студентами навыков неврологического осмотра, оформления истории болезни, тактики лечения больных с инфекционными заболеваниями нервной системы.
Студент должен знать:
- этиологию, патогенез, клинику острых инфекций нервной системы;
- принципы их дифференциальной диагностики;
- организацию помощи больным с острыми инфекционными заболеваниями нервной системы;
- лечение больных с нейроинфекциями;
Студент должен уметь:
- проводить неврологическое обследование больных с острыми нейроинфекциями;
- определить клинический синдром и топику поражения;
- поставить клинический диагноз;
- назначить дополнительное обследование;
- назначить лечение в зависимости от этиологии.
Общее время: 225 минут.
|
|
Оснащение:
1. схемы, таблицы, учебные презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, разборный муляж головного мозга;
2. набор тестов и контрольных задач;
3. набор инструментария, необходимый для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ, набор растворов для исследования вкуса, таблицы для определения остроты зрения, цветоощущения, периметр, неврологические молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, медицинская документация.
4. пациенты с инфекционными заболеваниями нервной системы.
Место проведения: учебная комната, палата больных.
Блок информации
Менингит - полиэтиологическое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалением мягкой мозговой оболочки и сопровождающееся общей инфекционной интоксикацией, синдромом повышения внутричерепного давления (ВЧД), менингеальным синдромом, воспалительными изменениями ликвора.
Энцефалит - полиэтиологическое инфекционное заболевание, преимущественно вирусной этиологии, характеризующееся поражением вещества головного мозга и сопровождающееся общей инфекционной интоксикацией, повышением ВЧД, энцефалитическим синдромом и, как правило, воспалительными изменениями ликвора. Вторичные энцефалита (паратитный, ветряночный).
Клещевой энцефалит
По МКБ-10 выделяют:
- дальневосточный КЭ (русский весенне-летний),
- центральноевропейский КЭ (с более доброкачественным течением).
Периоды течения КЭ:
- острый период протекает в виде стертой формы или форы с развернутыми клиническими проявлениями
Клинические синдромы острого периода: лихорадочный, менингеальный, очаговый (полиомиелитический, энцефалитический, энцефалополиомиелитический, бульбарный и др)
|
|
- хронический период протекает в виде прогредиентной формы
Клинические синдромы прогредиентной формы: амиотрофический, синдром паркинсонизма, эпилепсия Кожевникова, гиперкинетический синдром.
Лечение: этиотропная терапия: - противоклещевой гамма-глобулин титром 1:80, 1:160 по 3.0-6.0мл 2 раза 1-ый день, затем по 3.0в/м 2 раза в день, рибонуклеаза 120мг в сутки -3-6 дней.
Специфическая профилактика - тканевая инактивированная вакцина.
Полиомиелит- инфекционное вирусное заболевание с поражением серого вещества спинного и ствола головного мозга Формы: спинальная, бульбарная, понтиная, бульбоспинальная.
Острый инфекционный миелит - воспаление спинного мозга с поражением белого и серого вещества. Клинические синдромы: общеинфекционный синдром, синдром поперечного поражение спинного мозга (преимущественно белого вещества), тазовые нарушение. Изменение ЦСЖ.
План самостоятельной работы студента
NN п/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время минуты |
Контроль исходного уровня | Решение тестовых заданий | Проверка степени готовности к занятию и необходимости коррекции | 10 минут | |
Самостоятельная работа студентов | Проведение осмотра больных с инфекционными заболеваниями нервной системы по стандартной схеме, составление синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, оценка данных инструментальных и лабораторных методов исследования, составление плана лечения и дифференциальной диагностики | Освоение алгоритма диагностики и лечения различных форм инфекционных заболеваний головного мозга | 110 минут | |
Контроль конечного уровня знаний | Решение тестовых заданий и ситуационных задач | Определение степени достижения цели занятия | 15 минут |