Инквизиция — несмываемое пятно на истории католической церкви. Эта одиозная организация уничтожила тысячи людей и, возможно, замедлила развитие европейской цивилизации. До сих пор инквизиция стойко ассоциируется даже у тех, кто не знает истории, с жестокостью и тотальным контролем.
История возникновения инквизиции (буквально «расследование») тесно связана с борьбой против ересей в первой половине XIII в. Основные усилия папства в то время были направлены на искоренение альбигойства. Папа Иннокентий III рассылал пламенные буллы, призывая всех государей и феодалов сурово карать еретиков. Далеко не сразу его призывы нашли отклик в сердцах светских владык. Особенно это касалось могущественных южнофранцузских феодалов. Изгонять половину населения из своих земель они не собирались. Уже в первые годы XIII в. Иннокентий III, видя, что ни местные епископы, ни графы с баронами не проявляют достаточного рвения, назначает комиссию из монахов цистерцианцев с широкими полномочиями по розыску еретиков и всех, кто им способствует. Решение же их судьбы оставалось в руках местных церковных и светских владык. Одна за другой в Лангедок и другие области прибывали папские комиссии. Епископам и графам было предписано жестоко наказывать найденных еретиков. Конфискация имущества, тюремное заключение, предание анафеме, изгнание и даже казнь на костре не казались Святому престолу неадекватным наказанием за ересь. Однако взять на себя исполнение смертного приговора церковь не могла, поэтому ожидала его от светских судов.
|
|
Церковь имела свои рычаги давления на феодалов. Угроза отлучения, интердикта, освобождения подданных от присяги, как показала история с Иоанном Безземельным в Англии, была действенной. В Южной же Франции интересы папства совпали с интересами французских королей, стремящихся к расширению своих владений, арагонцев и других искателей новых земель. Они стали поступать с еретиками так, как предписывал папа.
Папа не отказывался от той мысли, что для эффективной борьбы с ересью можно воспользоваться подчиненными ему монашескими орденами, не имевшими границ и практиковавшими строгую дисциплину. С этой целью в 1215 г. неистовым борцом с альбигойцами испанцем Домиником де Гусманом был учрежден при полном одобрении папы орден доминиканцев. Главной целью «псов Господа» (domini canus) была проповедь против ересей, выявление еретиков, передача их в руки «правосудия». Забота о душах проводилась доминиканцами с железной настойчивостью и жестокостью. Деятельность ордена охватила всю Западную Европу, из среды доминиканцев вышло немало инквизиторов и миссионеров. Привлекались к антиеретической борьбе и члены нищенствующего ордена францисканцев, названного в честь Франциска Ассизского.
|
|
Уже при Иннокентии III и его преемнике Гонории III в буллах против еретиков содержались основные принципы организации церковной инквизиции. Но окончательное оформление она получила при папе Григории IX, который сделал ее постоянным учреждением и подчинил непосредственно Святому престолу. Инквизиторами назначались, как правило, доминиканцы. Подобающим наказанием для упорствующих еретиков была определена смертная казнь, которая должна была совершаться руками светской власти. Иннокентий IV в 1252 г. разрешил применение пыток при судопроизводстве (впрочем, этот метод был распространен и в обычных судах).
Насчет точной даты учреждения инквизиции есть разногласия, в частности, указывается год соответствующего решения на соборе в Тулузе — 1229-й, либо 1233 г., когда соответствующие постановления принял французский король Людовик Святой, как бы ратифицировав предыдущие постановления церковных соборов. Инквизиционные трибуналы были учреждены в Южной Франции, где вскоре исчезли и вернулись лишь пару веков спустя. Вскоре они появились в Испании, а затем во всех католических королевствах. В Германии после убийства Конрада из Марбурга (1233), посланного туда впервые для суда над еретиками, папская инквизиция отступила, и только в XIV в., когда массовыми стали процессы над ведьмами и колдунами, она приобрела огромное влияние.
Инквизиторы не подчинялись ни светской власти, ни местным епископам. Их суд также не подлежал контролю, следствие велось тайно, с применением изощренных пыток. Инквизитор совершал постоянные объезды подведомственного ему участка. Он заставлял местных жителей указывать на подозрительных или еретиков. Широко использовались лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался. Имена свидетелей, а ими могли быть даже дети и преступники, оставались в тайне. Адвокат не полагался. От суда инквизиции не спасали ни социальное положение, ни пол и возраст. Осуждение распространялось на родственников, судили даже мертвых, которых выкапывали из могил и сжигали.
От обвиняемого требовали немедленного раскаяния, которое только и могло спасти его от смерти. Конечно, подавляющее большинство всех осужденных были абсолютно чисты перед церковью, но «лучше отправить на тот свет десять добрых людей и одного еретика, чем дать еретику возможность ускользнуть», полагали инквизиторы.
В качестве церковных наказаний применялись отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего назначалось пожизненно. Заключенные содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой. Но это было спасением по сравнению с возможностью передачи осужденного инквизиционным судом в руки светской власти, что само собой подразумевало сожжение на костре и конфискацию имущества. Треть этого имущества получал инквизитор, треть — представитель светской власти, треть — Святой престол. Казни на костре предшествовал ритуал аутодафе. Он включал многолюдные шествия граждан, подготовку узника к экзекуции, траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осужденного в шутовские одежды.
Инквизиция стала прекрасным средством борьбы с политическими противниками. Среди жертв инквизиции были участники народных еретических движений, руководители восстаний, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители. В 1908 г. инквизиция была переименована в Конгрегацию по делам вероучения.