Концепции
| Принципы
| Цели
| Задачи
| Даты
|
Концепция Занкова Л.В.
| - обучение на высоком уровне сложности;
- быстрый темп в изучении программного материала;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса обучения;
целенаправленная работа по развитию всех учащихся, в том числе и слабых.
| Развитие идей и положений Л.С.Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников
| Разработка системы обучения школьников
| Конец 1950-х годов
|
Концепция содержательного образования (Давыдов В.В.)
| - мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному;
- усвоение направлено на выявление учащихся условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий
| Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические преобразования
| Ознакомление фактами, познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения
| 1960-ые года
|
Концепция проблемного обучения (Т.В.Кудряшев, М.И.Махмутов и т.д)
| - осознание общей проблемной ситуации;
- анализ ситуации и формулировка конкретной проблемы;
- решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез);
- проверка правильности решения проблемы.
| Поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности
| Создание перед учащимися проблемной ситуации, осознание, принятие, решение тих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учащихся при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последующего, направляющего деятельность учащихся
| Конец 1960-х и начало 1970-х годов
|
Концепция З.И.Калмыкиной
| - проблемность обучения;
- индивидуализация и диффренциация обучения;
- гармоничное развитие различных компонентов мышления;
- формирование алгоритмических и эврестических приемов умственной деятельности;
- специальная организация мнемической деятельности.
| Формировать продуктивное или творческое мышление
| - прямая установка на запоминание;
- сознательное применение таких приемов как группировка, классификация, составление плана;
«сжатие», «уплотнение» материала и т.д.
| Начало 1970 – х годов
|
Концепция Фридмана Л.М.
| - принцип самостоятельности (участие в целепологании своей деятельности);
- пр. самоорганизация (характеризует оперативную сторону учебного процесса);
- пр. развития (формировать возрастные и индивидуальные способности);
- пр.коллективизма (коллективные, групповые, парные работы);
- пр. ответственности (развитие социально зрелой личности).
| Воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника
| Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя, формирование у учащихся правильных и разумных эталонов контроля, способов корректировки своей учебной деятельности
| Конец 1970-х годов
|