В России существует большое количество этносов. Витальные и ментальные проявления этноса затрудняют вхождения людей в новую этническую группу (в новую атмосферу, испытывая дискомфорт, потеря статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессий, тревожностью).
Время адаптации в новой этнической группе и степень выраженности «культурного шока» = зависят от индивидуальных особенностей: от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни, степени сходства и различия между культурами и др.
Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невростическими и психологическими расстройствами, и даже преступным поведением.
Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.
Выделяют различные типы межкультурных контактов:
1. «Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную культуру в пользу чужой.
2. «Шовинист» - приверженец собственной культуры.
|
|
3. «Маргинал» - колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.
4. «Посредник» - синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культуры и приспособлений к новой среде. Индивид может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной личности.
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образов жизни.
Существенными факторами социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, юноши, подростки, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города, деревни, села, поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.
По – разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, социальные нормы, традиции, обычаи.