Человек – начало, венец и смысл человеческой деятельности. Стремление к познанию сущности человека характерно для всех наук, но человек рассматривается с кардинально противоположных позиций.
Человек | |
Экономика | Психология |
Рационально мыслящее существо | Иррациональное, но четко структурированное существо |
Социология | Генетика |
Существо с инвариантным поведением | Запрограммированное существо |
Кибернетика | Химия |
Универсальный робот | Набор определенных химических соединений |
История | Педагогика |
«автор», субъект определенных | Объект заботы, помощи поддержки |
Философия | |
смысл всего живого |
Человек проявляется в четырех ипостасях:
– как индивид – биологическое существо вида «homo sapiens» с присущей ему генетической программой,
– индивидуальность – конкретный человек во всем своеобразии своих физиолого-психологических и социальных свойств,
– личность – участник общественного развития и носитель социальных ролей и норм общества),
– субъект – активный преобразователь себя, общества и природы.
Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями.Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.