Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента, направленности, способностей.
Мясищев В.Н. единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов):
Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
|
|
Структура личности по Михаилу Когану:
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: гносеологический, созидательный, аксиологический, коммуникативный, художественный.
Таким образом, личность определяется не собственно своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем,
1) что и как она знает,
2) что и как она ценит,
3) что и как она созидает,
4) с кем и как она общается,
5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Следовательно:
Для педагогической науки этот подход наиболее удобен, поскольку каждому из выделенных потенциалов соответствует определенный вид деятельности. То есть вовлечение ребенка в названные виды деятельности позволит осуществить формирование человека.