Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А.Каменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы.
Обучение с педагогической точки зрения может рассматриваться как цель, как результат и как процесс.
Процесс обучения – сложная взаимосвязанная деятельность ученика и учителя, в которой есть цель, мотив, средства, формы, методы, конечный результат.
Сущностные характеристики процесса обучении:
1) двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);
2) Обучение – это явление социальное и в учебном процессе действуют социальные законы; учебный процесс выполняет социальный заказ общества;
2) Обучение направлено на удовлетворение потребностей формирующейся личности, значит, оно должно носить активный характер при руководящей роли учителя;
3) Обучение должно носит мотивированный характер, который побуждает к педагогическому взаимодействию.
4) Обучение – процесс, основанный на противоречии внешнего и внутреннего характера. Внешние противоречия – потребности общества в образованных людях – отсутствие возможностей для получения образования. Внутренние противоречия – (сформулировано М.А.Даниловым): противоречие м/у выдвигаемыми в ходе учебного процесса требованиями и наличием знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения этих требований.
5) Взаимосвязь различных компонентов По характеризует его целостность. целостность – важнейший признак системы. Целостность предполагает внутреннее единство компонентов, их гармоничное взаимодействие на основе закономерных устойчивых связей.