Исследование роли ощущений в познавательной деятельности
Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, записная книжка и т д.), повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования:
Исследование тактильных ощущений состоит из 3 серий опытов и проводится с одним испытуемым.
Первая серия.
Испытуемому дается следующая инструкция:
Вытяните руку ладонью вниз. На руке во время нашего исследования вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая движений рукой, дайте словесный отчет о тех ощущениях, которые вы испытываете. Обо всем, что вы испытываете, говорите вслух.
Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым.
Вторая серия.
Задача этой серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы кладутся на ладонь, но ощупывать их не разрешается.
Инструкция испытуемому:
Разверните руку ладонью вверх. Не совершая ощупывающих движений рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые вы испытываете.
Третья серия.
Задача этой серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы кладутся поочередно на ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.
Инструкция испытуемому:
Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Опишите, что вы испытываете пи этих воздействиях.
Обработка результатов
Проводя анализ результатов, следует сравнить уровни и величины тактильного распознавания в первой, второй и третьей сериях и обратить внимание на то, что оно качественно различается. Как правило, в первой и второй сериях испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета. А в третьей они сначала определяют предмет, называют его (например, «булавка»), а потом уже дают словесный отчет о его свойствах.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ВОСПРИЯТИЕ
Вопросы к семинарскому занятию
1.Восприятие и его закономерности.
2. Виды восприятия.
3. Свойства восприятия.