Деятельность педагога в процессе обучения | Деятельность учащихся в процессе обучения |
1. Постановка целей и задач учебной работы, формирование потребностей и мотивов учащихся в изучении содержания учебного предмета | 1. |
2. | 2. Осмысление темы нового учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
3. | 3. Восприятие, осмысление, понимание, запоминание, повторение учебного материала, выработка умений и навыков, применение знаний на практике |
4. Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера | 4. |
5. | 5. Самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность |
6. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся. Рефлексия преподавания | 6. |
Для справок: Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала; проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; рефлексия и самооценка результатов учебно-познавательной деятельности; определение содержания учебного предмета, подлежащего усвоению учащимися; осознание целей и задач обучения, развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
|
|
1.7.2. Вставьте пропущенные слова:
На основе установленных … и поставленных … и … процесса обучения формулируют систему исходных требований (руководящих положений) к его организации и осуществлению. Их называют … процесса обучения. Конкретные предписания и рекомендации называют … процесса обучения.
1.7.3. Установите соответствие между принципами обучения и их содержанием:
А. Наглядность | 1. Содержание учебного материала соответствует современным научным представлениям, включает фундаментальные вопросы основ наук; в процессе обучения школьники знакомятся с некоторыми методами научно-исследовательской работы |
Б. Связь с практикой, опытом учащихся | 2. Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию учебного материала, но изучают его на высшем уровне их возможностей; обучение ведёт за собой развитие |
В. Научность | 3. Сочетание групповой, индивидуальной, парной, коллективной форм обучения на уроке |
Г. Сознательность и активность учащихся в обучении | 4. Теоретический материал сочетается в процессе обучения с практическими занятиями; учитель показывает практическое применение теоретических знаний, опирается на личный опыт учащихся в процессе обучения |
Д. Преемственность, систематичность, перспективность в обучении | 5. Применение в процессе обучения разнообразных средств наглядности, демонстрации и т.п., для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств |
Е. Доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности | 6. Учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствуя осмысленному и сознательному усвоению ими учебного материала |
Ж. Обучение детей в группе (коллективе) | 7. Учитель использует имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материала; строит обучение с учётом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала |
1.7.4. Подберите к принципам обучения, реализующие их правила обучения (укажите соответствующие буквы):
|
|
1. Принцип научности: ________________.
2. Принцип доступности: ________________.
3. Принцип связи обучения с практикой (теории с практикой): ____________.
4. Принцип систематичности и последовательности: _____________________.
5. Принцип прочности: ___________________.
6. Принцип наглядности: _________________.
7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении: ___________.
а) “От лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному”.
б) “Как можно чаще на уроке используйте вопрос “почему” для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи”.
в) “Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: макеты, приборы, таблицы, схемы и др.”.
г) “Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока”.
д) “Обучая, идите от опыта к знаниям”.
е) “Учите школьников учиться”.
ж) “Развивайте, закрепляйте, переносите успехи ученика в одном виде деятельности на другие”.
з) “Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание”.
и) “Учитывайте способности, уровень обученности ученика”.
к) “Изучайте новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему ”.
л) “Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания.