Цель изучения темы – сформировать целостное представление о существующих в современной педагогике подходах к отбору и организации содержания образования.
Задачи изучения темы:
1) осознать исключительную важность проблемы содержания образования в процессе формирования личности человека;
2) выявить многообразие подходов к отбору и организации содержания образования;
3) рассмотреть явление «стандартизации» образования;
4) изучить нормативные документы, определяющие содержание образование.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Понятие и сущность содержания образования. Теории материального и формального образования в педагогике. Дискуссионный характер проблемы содержания образования. Концепции содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Источники содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание школьного образования. Общедидактическая система критериев отбора содержания образования.
Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Сущность понятия «стандарт». Стандартизация в образовании и её основные объекты (структура, содержание, объём учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся). Государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования в основной школе. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как составная часть государственного стандарта в области образования.
|
|
Документы, в которых отражено содержание образования: учебные планы, учебно-методические комплекты (учебные программы, учебники, учебные книги и пособия, рабочие тетради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомендации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения).
Инвариантная и вариативная часть учебного плана. - Федеральный, национально-региональный и школьные компоненты учебного плана конкретного ОУ. - Три вида занятий (обязательные, обязательные по выбору, факультативы).
Образовательные области учебного плана.
Характеристика учебных программ. Типовые, рабочие и авторские учебные программы. Способы построения учебных программ (линейный, концентрический, спиральный, смешанный).
Учебник как основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Педагогические требования к учебнику (содержательные, методические, полиграфические).
Стратегия развития вариативного образования в России. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 6, 11-13, 23, 26, 28, 32, 33, 43, 46-51.
|
|
Вопросы для самопроверки:
1) Раскройте сущность понятия «содержание образования». Какие подходы к его определению прослеживаются в современной дидактике? Охарактеризуйте каждый из них.
2) Опишите систему критериев отбора содержания образования.
3) Раскройте сущность явления стандартизации в образовании. В чём её положительные стороны?
4) Охарактеризуйте компоненты образовательного стандарта ОУ.
5) Охарактеризуйте способы построения учебных программ, указав на их достоинства и недостатки.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте глоссарий следующих понятий, характеризующих элементы содержания образования: «знание», «умение», «навык», «способ деятельности», «творчество», «творческая деятельность», «социальный опыт», «культура», «ценность, «эмоционально-ценностное отношение», «чувство». Ответьте на вопросы: 1) Какие из этих понятий являются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук? 2) Каким образом межпредметные связи дидактики с другими науками содействуют решению проблемы совершенствования содержания среднего и высшего образования?
2) Непременным условием и необходимым умением будущей профессиональной деятельности является умение работать с учебной программой. Проанализируйте учебную программу по Вашей специальности (специализации), отвечая на следующие вопросы:
- Как, на Ваш взгляд, реализуются в программе основные программные функции - образовательная, воспитательная, развивающая и организационно-методическая?
- Какой способ построения программы преимущественно используется в процессе структурирования учебного материала - линейный, концентрический, спиральный или смешанный?
- Удалось ли авторам программы найти приемлемое решение проблемы целеполагания в обучении (усвоение знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащегося, стимулирование познавательной активности и т.д.)?
- Учитываются ли в программе возрастные и индивидуальные особенности обучаемых? В какой степени осуществляется дифференциация?
- Какова технология обучения, используемая авторами рецензируемой программы?
- В какой мере она нацелена на стимулирование познавательного интереса к предмету?
- Достаточно ли глубоко и полно использованы межпредметные связи в учебном курсе?
- Прослеживаются ли в логике построения программы основные компоненты содержания образования, выделенные И.Я. Лернером (от усвоения знаний в готовом виде к личному опыту осуществления способов деятельности, далее к опыту творческой, поисковой деятельности и от него к эмоционально-ценностному восприятию учебного материала)?
- Согласны ли Вы с предлагаемым в программе перечнем общеучебных умений и навыков? Какие из них не отвечают данному возрастному периоду? Какие Вы хотели бы добавить?
- Можно ли назвать данную программу «программой творческой самодеятельности личности обучаемого» или же это традиционная «программа передачи готовых знаний»? (Пуйман С.А., 1999).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «Вариативность учебников: за и против».
2) Эссе на тему: «Зачем мне эти интегралы, я футболистом быть хочу…».
3) Эссе на тему: «Стандарт образования – путь к нестандартной личности».
4) Реферат на тему: «Проблема содержания образования в истории отечественной (зарубежной) педагогики (любой период)».