Многообразие типов и видов уроков способствует сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Эффективность фронтальной работы зависит от умения учителя держать в поле зрения ученический коллектив и при этом не упускать из виду каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность учащихся. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - скучают.
Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые - предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
Бригадные - организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
|
|
Кооперированно-групповые - деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного задания.
Дифференцированно-групповая - имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальная работа учащихся не предполагает их контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.
С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.