Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками

Педагогика как наука, ее предмет и задачи. Функции педагогики. Основные категории педагогики.

Первые школы возникли в 5-6 тысячелетии до н.э. в странах Др. Востока(Др. Египет, Вавилон, Ассирия). На Руси первые школы возникли значит-но позже – после 988г. и принятия христ-ва на Руси. Самыми первыми педагогами, к-е занимались целенаправл-й передачей подростковым поколениям опыта, накопленного старш поколениями, явл-ся старейшины. С появлением школ пед деят-ть выделилась в особ сферу деят-ти. В Др. Греции педагогами наз-ли рабов, сопровождающих ребенка в школу. Отсюда и пошло название Педагогика(paid-дитя, gogos-веду). Термин учитель появился в Др. Риме.

Педагогика как наука возникает значит позже. В 17веке, когда она во многом благодаря трудам выдающ-ся чешского педагога Я.А.Коменского отделилась от философ-го знания.(1632г – «Великая Дидактика»), к-й основал урочную сист обучения и заложил основы педагогики нов.времени. В наст.время педагогика опред-ся как наука, изучающ сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогич проц-ов(обучение, воспитание, образование).Как любая наука пед-ка имеет свой объект и предмет исследования. Объектом яв-ся все явления действит-ти, к-е связаны с образованием личности. Предметом пед-ки явл-ся образование как реальный целостныйпедагогич проц, организ-ый спец-но соц-ным институтом. Осн целью пед-ки как науки явл обобщение накопленного пед опыта, разработка теории и практики образования, теоретич обоснование пед инноваций а также проектирование пед процессов и систем. Основные категории пед-ки – это основные наиб общие научные понятия. В педагогике к ним относ-ся: воспитание, образов,обуч,педагогич процесс, педагогич деят-ть.

Воспитание в пед-ке традиц-но рассматрив-ся в шир и узком значении этого слова. Воспит в шир смысле – соц явление, функция об-ва по подготовке подраст-го поколения в жизнь. Эта функц реализуетсяобществ институтами, организ-ми, СМИ, семьей, церковью и т.д. Это соц воспитание. Воспит в узском смысле – спец-но организ и управл процесс, к-й осущ-ся педагогами в учебно-воспит учрежд и направлен на всестороннее развитие личности. Обучение – целенапр-ое организов взаимодейств учителя и ученика, направленное на достижение образов-х целей. Обучение складыв-ся из деят-ти учителя(преподавание) и деят-ти ученика(учение). Образование – процесс и рез-тат овладения учащимися сист научных знаний, познават-х умений и наук Формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и др качеств личности, развитие ее творч сил и способностей. Пед процесс - взаимодейст педагогов и учащихся по поводу содерж-я образования с исп-ем средств обучения и воспит с целью решения задач образов. Пед деят-ть-особый вид соц-професс-й деят-ти, направленной на реализ целей образования.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Сущ-т 2 мнения относит-но научного статуса пед-ки.Пед-ка — это прикладная дисциплина и пед-ка – самостоят наука, принадлеж к сфере соц-но-гуманитарного знания. По мнению сторонников 1й т. зрения, задача пед-и сост-т не в самостоят-м исслед-и, а в «прикладывании» знаний, заимствованных из др наук — психологии, философ, социологии и т.д. — к реш-ю задач, возник-х в сфере образ-я. С. этих позиций можно признавать значение теории и в то же время отрицать право пед-ки на собст-ое теоретич-е и вообще научное знание. Место пед-ой теории занимают положения, взятые из др наук. Отрицание права пед-ки на собств теорию обрекает ее на неэффект-ть и отриц-но влияет на практику. Ни одна из смежных с ней наук не изучает пед-ую действит-ть целостно и спец-но, в единстве всех ее компонентов. Поэтому при таком подходе не может быть целостной основы для совершенствов-я практики. С этих позиций мало что можно получить, кроме некот-х представлений об отд-х сторонах пед-их явл-й. Но такие знания оказ-ся недостат-ми для того, чтобы пед-ка могла по-настоящ влиять на практику. В этом случае ее справедливо будут упрекать в слабом воздействии на образов-е и противоречивости рекомендаций, к-е даются от имени науки. Пед-ка как наука подразд-ся на ряд самостоят-х пед-их дисциплин: Общая педагогика, исследует основные законом-ти воспит чел-ка; раскрывает сущность, цели, задачи и законом-ти воспит, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образов и обуч; Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пределы (школьн пед-ка, пед-ка высше образов, антрогогика(взросл), геронтопед-ка(пенсионеры), Специальная педагогика – дефектология, изуч-ая особ-ти разв, обуч и воспит аномальных детей. К-я в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопр-ми воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопед-ка, слепых и слабовидящих – тифлопед-ка, умственно отсталых – олигофренопе-ка, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия; История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. Социальная пед-ка (социализ, соц воспитание), Сравнит пед-ка –сравнивает развитие пед-ки в разн странах. Частичные методики,к-е изучают методы препод-я отдельных дисциплин(методика препод ин яза)

Связь:В наст время философ явл-ся методологической основой пед-ки. Многие категории пед-ки были заимствованы из философии(содержание, формы, методы, объект и т.д.)Педагогика в 17 веке отделилась от философии. Педагогика взаимодействует с гуманитарными науками (социология, экономика, политология) и с антропологич науками (психология, анатомия и физиолог, медицина) О наличии взаимосвязи пед0ки и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, к-е, будучи использованными в пед-ой лексике, способствуют более точному опред-ю явл-й, фактов воспит-я, образ-я, обуче-я, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.Многообразны взаимосвязи пед-ки с социо­логией. Рез-ты социолог-их исслед-й явл-ся базой для решения пед-х

проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профориентацией и многих др. Будучи наукой об общ-ве как целостной си­ст, об отд-х составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общ-ва, со­циология в сферу своего анализа, теорет-го, при­кладного рассмотрения захватывает и область образова­ния, воспитания, науку о них. В структуре социологиче­ского отражения действит-ти развив-я и такие спец ветви, как социология образова­ния, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д. Существенные возм-ти развития пед-ой науки содер-ся в перспективах ее интегра­ции с отраслями медиц-х наук.Лень школьника, по мнению педагога, — следствие его не­дисципл-ти, несобранности, слабоволия, запущенности. С т зр медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуац опасности для здоровья и психического развит школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: