Понятие развитие личности:
Развитие – процесс качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.
Формирование – становление человека как биологического и социального существа.
Биологическое в человеке – его физическое развитие, включающее в себя физиологические изменения. Биологические свойства являются врожденными (морфологические признаки, темперамент, способности).
Социальное развитие находит свое выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте человека. Личные качества формируются и развиваются в процессе жизни человека.
Движущими силами развития является борьба противоречий – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они возникают очень часто как следствие изменения потребностей, порожденных развитием личности. Сам человек состоит из множества противоречий.
В процессе развития человек реализуются всеобщие законы развития:
- закон единства и борьбы противоположностей. В его основе лежат противоречия. Противоречия бывают: внутренние и внешние, общие и индивидуальные;
|
|
Внутренние противоречия – противоречия порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. (противоречия между хочу и могу, знаю или не знаю, можно и нельзя, есть или нет).
Внешние противоречия – противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром, с другими людьми, обществом.
Общие (универсальные) – противоречия движущие развитием каждого человека и всех людей (между потребностями и возможностями).
Индивидуальные – противоречия обусловленные ситуацией развития каждого человека.
Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит.
Внешние условия – окружающая среда человека, в которой он живет и развивается.
Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма.
Таким образом в процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения и это ведет к дальнейшему развитию личности.
Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Факторы, влияющие на развитие личности:
- среда;
- наследственность;
- деятельность;
- воспитание.
Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Среда бывает 3 видов:
- биологическая (климат);
- социальная (общество);
-педагогическая (учителя, семья, коллектив).