Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (рис. 9). Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие Модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые.
Рис. 9. Классификация активных методов обучения по М Новик
Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.