Содержание.
Введение. 3
Ведущие направления консультирования 5
Процесс консультирования. 12
Методологические основы психологического консультирования. 15
Эффективное воздействие психолога на клиента:
эффект первого впечатления, особенности невербального
канала общения. 21
Особенности невербального общения. 25
Методы постановки психологического диагноза 29
Заключение. 33
Литература. 34
Введение.
Психологическое консультирование – это один из видов профессиональной деятельности психолога. Оно требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, в нем возможны успехи и неудачи с обеих сторон. Консультант работает с проблемами повседневной жизни, в которую включена личность клиента. Это могут быть и трудности развития и адаптации, и трудности принятия решения, трудности жизненного выбора, сложности переживания кризисных периодов, сложности во взаимоотношениях с людьми, вызванные акцентуациями характеров, заболеваниями, трудности личностного роста и совершенствования. Широкий круг таких проблем и составляет предмет психологического консультирования.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Психологическое консультирование очень часто приравнивают к психотерапии и это не правильно. Несмотря на свою похожесть (используются одни и те же профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта - одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии тоже похож; в процессе участвуют только клиент и врач) они все же разные. Это заключается в следующем:
· консультирование охватывает более широкий круг проблем, некоторые из которых (внутриличностные, связанные с адаптацией, отношениями между людьми и др.) вообще не нуждаются в психотерапии.
· консультирование проводится в целях более ранней диагностики, т.е. с целью упредить проблему, провести ее профилактику, а психотерапия в более запущенных случаях, требующих долгой психологической коррекции.
· консультирование носит эпизодический и кратковременный характер (обычно не больше 15 сеансов), а психотерапия проводится регулярно и продолжительно.
· консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека.
В общем можно выделить следующие отличия консультирования от иных видов психологической помощи:
· ориентация на клинически здоровую личность, имеющую психологические проблемы повседневной жизни;
· ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения и вере, что данный человек может измениться и решить свои проблемы;
· ориентация в большинстве случаев на настоящем и будущем клиентов;
· направленность на изменение поведения и развитие личности клиента.
Виды психологического консультирования:
1. С точки зрения пространственной организации консультативного процесса: контактное (очное), при котором консультант сам встречается с клиентом; дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.
2. По количеству клиентов, консультируемых одновременно одним психологом: индивидуальное; групповое.
3. На основе объекта, на который направлены действия консультанта:
семейное и супружеское психологическое консультирование; школьное;
возрастно-психологическое; профессиональное;
консультирование клиническое (психиатрическое) и т.д.
Также основанием для выделения разных видов консультирования могут являться задачи консультирования, преобладающие типы проблем, типология личности клиентов, характер взаимодействия консультанта и клиента и т.д.
Целями психоконсультирования являются:
1. Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивно и испытывать удовлетворенность.
2. Развивать навыки преодоления трудностей.
3. Обеспечивать эффективное принятие жизненно-важных решений. Например: распределение времени, оценка последствий риска, определение жизненных ценностей, оценка своей личности и др.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
5. Способствовать реализации и повышению потенциала личности (максимальная свобода клиента. Речь идет не о тех правах, у которых есть свобода, а речь идет о том, чтобы человек понял свободу и научился пользоваться ей.). Развитие способности человека научиться контролировать себя.
6. Контролировать себя и свои действия. Цели могут быть долгосрочными и локальными. Необходимо разобраться с клиентом в том, что он хочет. Может быть, он хочет разобраться в какой-то конкретной проблеме.