Значимость проблемы самооценки в практике психологической помощи личности невозможно переоценить.Так или иначе, большинство клиентов консультирования или психотерапии имеют проблемы с самоотношением личности, которое страдает целым рядом противоречий и недостатков и выражается в неуверенности в себе, жизненных сценариях «неудачников», недооценке собственных ресурсов решения жизненных проблем, вплоть до представлений о собственной ничтожности и малозначимости. Это сопряжено с целым рядом сценарных убеждений и интероризированных родительских запретов, являющихся следствием ранних (сценарных) решений ребенка: «Не будь важным!», «Не будь собой!», «Не взрослей!», «Не достигай!», «Не делай!», «Не думай!» и других. Говоря о самооценке мы, на самом деле, будем иметь в виду сложный комплекс отношений человека к себе, его Я‑концепцию, в основе которых лежит личностная идентичность. «Самооценка» в нашем контексте – это удобный синоним системы самоотношений, используемый только для краткости.
|
|
В зависимости от глубины и первичности истоков можно рассматривать такие уровни проблемы самооценки: 1) сознательный (рациональный); 2) бессознательный (эмоциональный); 3) телесный. С точки зрения трансактной теории личности сознательный уровень относится к «Взрослому» эго-состоянию и сопряжен с доступностью «взрослых» (то есть осознаваемых в обычном состоянии) ресурсов решения проблем. Бессознательный (эмоциональный) уровень относится к «Детскому» эго-состоянию 1-го порядка, его истоки нужно искать в раннем детстве и отношении родителей к маленькому ребенку. Сознательный уровень самооценки тоже имеет детские истоки, но здесь они связаны, скорее всего, с вытесненными (не проработанными в детстве) эмоциональными травмами. Телесный уровень самый глубокий и связан с «Детским» эго-состоянием 2-го порядка (так называемым «Соматическим Ребенком») [3, с. 33]. Этот уровень проявляется в соматических симптомах, болезнях, телесной конституции, направленных на «отрицание» себя, «самоуничтожение». Из всех сценарных запретов этот уровень чаще всего сопряжен с запретом «Не живи!». Его истоки лежат в очень ранних впечатлениях ребенка, связанных с его тотальным неприятием, возможно – с телесными оскорблениями или родовыми травмами, а иногда и перинатальными проблемами.
Работать с проблемным самоотношением нужно на разных уровнях в зависимости от глубины проблематики, задач психологической помощи и личностных особенностей человека. Одним людям подходят рациональные методы, другие лучше воспринимают работу с чувствами, для третьих необходимо глубинное психотерапевтическое вмешательство.
Рациональные методы повышения самооценки. Для работы с первым уровнем проблемной самооценки автором разработана методика реинтерпретации личностных черт, которая базируется на представлениях рациональной психотерапии (А. Бек, А. Эллис), позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан) и авторской концепции двумерных личностных конструктов.