Исторические песни. Стремление к правдивости и точности при воспроизведении истор

Стремление к правдивости и точности при воспроизведении истор. событий, о государ. деятелях, о вождях и руководителях освободит. движения. Преемственность с былинами, но более точное отображение событий. Фантастика совершенно отсутствует. Тексты короче былинных: нет троекратности, действие живее.

В XIV в. окончат. разгром Иваном IV татар, формирование рус.нации, объединение Украины и Белоруссии. Молодое гос-во стало централизованным (в отличие от Киева). Расцвет в 16 веке.

2 линии содержания:1) героико-патриот. цикл о событиях общегосудар. и внешнеполитического хар-ра, о борьбе за создание централиз. рус. гос-ва, об иноземных захватчиках, об Иване Грозном, о покорении Сибири Ярмаком, в 18-19 вв – о походах Петра I, Суворова, Кутузова.

2) о борьбе трудового народа против угнетателей (Разинский цикл - кульминация). С сер. 16 в среде казачества о походах вольницы по Волге и Каспию, о захвате заморских товаров, убийствах послов и царских воевод. В песнях р.цикла впервые дан образ народ. героя, т.антикрепостнического нац. движения. В каждой песне один факт, одна черта - Волжская флотилия, о взятии Астрахани. Галерея героич.образов – Разин, Пугачёв – олицетворение народ. гнева. Конфликт между казацкой вольницей и царской властью (песни о самовольном захвате казаками крепости Азов, расправа с царскими воеводами и послами). В донской казачьей песне обрисованы как защитники, ненавистники бояр. ИП - мужская традиция. Складывали непосредственные участники событий, военно-служивые люди (стрельцы, казаки), нет временного отстранения. Важна не достоверность факта, а отношением к нему. Случалось, что не освещались значит.события, но высвечивались малозначимые. Бывало, что рассказ о судьбе человека раскрывает историч картину. Как за речкою. Не путать лирическую песню с протяжной. По мелодич. облику ср. с древнерусской дружинной мужественной песней. Торжес-величавые, нетороп.сказ, ритм.растягивание, одноголос.запев /хоровой припев. Для поэтики характерны образы шири и простора (хар-р разинского движения). Наряду с героич песнями о боевых действиях и славных походах немало скорбно лирических и лирико-эпических: раздумий о бедствиях родной земли, о судьбах участников народного повстанческого движения. Не шуми ты. Осознание ценности личности – появление лирической песни: ранее превалировали календарно-обрядовые, теперь семейно-бытовые. Немало о переживаниях раненого атамана: ряд песен о недобрых предчувствиях связан с традиц. мотивом вещего сна Буйны ветры сорвали шапку. Разин.цикл завершается утверждением идеи преемственности народ.освободит.движения. Ты взойди, взойди солнце красное – о повстанцах после разгрома его движения. Голодные люди скрываются от карательных отрядов. «Солнце» д защитить, обогреть (заря будущей жизни). Говорится о новых кресть-х войнах и столкновениях, уверенность в появлении нового героя. Многочисленные варианты песен о сынке Разина и астраханском воеводе явл. энергичными, молодцеватыми, удалыми протяжными песнями.

Патриотические песни времени Петра I создавались казаками и солдатами - участниками событий. Образование регулярной армии, поэтому ИП становятся солдатскими. Мелодии нов. хар-ра: походные, маршевые, протяжные.

Баллады – о трагич. происшествиях и семейно-бытовых драмах. Действ лица неизвестны: невестка, загубленная свекровью; холоп, полюбивший жену вельможи или королеву; братья- разбойники, убившие мужа и маленького сына своей единст-й сестры. Есть баллады с намёком на истор.обстановку - о тёще в татарском плену. Русская полонянка в плену татар или турок злой волей становится рабыней собственной дочери и зятя. Как за речкою, да за Дарьею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: