Михаил Александрович Бакунин (1814—1876)

Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х годов. В работах "Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871 г.), "Государственность и анархия" (1873 г.) и ряде других Бакунин излагает историко-социологическое и философское

Обоснование своей доктрины.

Последним словом науки Бакунин называл признание того, что "уважение человеческой личности есть высший закон человечества". Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, только коллективная трудовая деятельность способна

Освободить человека от ига природы и благоустроить поверхность земли. Второй закон общества — свобода. Свобода человека состоит в познании и признании естественных

Законов; эта свобода осуществляется лишь в обществе. Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность всех людей.

История общества, согласно теории Бакунина, не была очеловечена по той причине, что общественная жизнь основывалась на противных человечности принципах религии и власти. Независимо от формы любое государство стремится поработить

Народ насилием и обманом. Государство основано на преступлении, даже хорошие его дела – насилие. Государство развращает тех, кто стоит у власти. Бакунин звал к интернациональной анархической социальной революции, которая уничтожит капитализм и государство.

"Свобода без социализма это — привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство".

Будущее общество Бакунин представлял себе как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления: "Государство должно раствориться в обществе".

Бакунин писал, что наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни. Изучая и обобщая, наука всегда следует за жизнью, отражая ее не до конца и приближенно. Поэтому она может только определить и подвергнуть критике то, что препятствует движению человечества к свободе,

Равенству, солидарности. На этой основе наука пришла к признанию анархии.

Особенно резко Бакунин выступал против притязаний ученых на руководство обществом.

Никакая диктатура, утверждал Бакунин, не может иметь другой цели, кроме увековечения себя. Марксизм – угнетение марксистами всех остальных.

В сочинениях Бакунина резко критикуется "авторитарный коммунизм", стремящийся сосредоточить собственность в руках государства, именем которого общественным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: