Информационно-аналитический блок – это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп. Тесно сотрудничаю с педагогом -- психологом и учителем -- логопедом, так как для выявления реальных условий развития ребенка необходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинских карт, наблюдений, которые они проводят.
Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:
1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.
Для выявления таких детей использую методы диагностики -- экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. В этом учебном году в результате опроса воспитателей были выявлены дети с различными проблемами развития. После исследования их эмоционального состояния педагогом -- психологом определилась группа детей, имеющих проблемы в эмоционально -- волевой сфере в количестве 15 человек, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения, в количестве 9 человек.
2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).
Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаю заполнить опросник и анкету Басса -- Дарки. Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители -- насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностику «Рисунок семьи» (РС).
3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. Методика «Родительско -- детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.
С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада проводится анкетирование среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступивших детей -- анкетирование на тему «Ваши пожелания и ожидания».
Для выявления профессионального мастерства педагогов используется опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ.
Работа с родителями в рамках информационно - аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление -- просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использую следующие формы работы с родителями: лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно -- правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно -- ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок -- взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду -- основа формирования нравственно -- волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей -- основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»; информационно -- просветительская газета «Солнечный вестник»; листы -- памятки для родителей и педагогов; библиотека в кабине социально -- психологической службы. Для работы с педагогами используются консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»), лекции -- визуализации («Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»). [24]
Второе направление -- продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно--делового, личностно -- ориентированного общения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используются такие формы, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделки из природного материала и работы декоративно -- прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в детском саду на тему «Творим всей семьей». Проводятся семинары -- практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника»), встречи с интересными людьми (например, встреча с ветераном ВОВ Г.В. Мироновой) приглашаются семьи неорганизованных детей на общесадовские мероприятия («Весенняя ярмарка»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит «со бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.
С педагогами детского сада проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов работы: конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); деловая игра -- викторина «Знаем ли мы права детей»; конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»); деловая игра «Социальное развитие дошкольников»; деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов); совместное творческое дело «Современная семья, - какая она?».