Вопрос о том, что такое истина и как отличит истину от заблуждения (не путать с ложью, антиподом которой является не истина, а правда!), т.е. каковы критерии истины, является основным вопросом философской гносеологии (теории познания).
Еще Платон определял истину как соответствие наших представлений о мире самому этому миру: «Тот кто говорит о вещах в соответствии с тем каковы они есть, говорит истину». Таким образом, уже в Древней Греции истина трактовалась как совпадение, тождество объективного, «того, что есть» и субъективного – нашего мнения о том, что есть.
Истинным или не истинным (заблуждением) может быть только СУЖДЕНИЕ. Никакие другие формы фиксации знания не могут быть проверены на истинность,
Варианты критериев истинности суждения:
1. Ясность и отчетливость (Р.Декарт)
2. Общезначимость (Признание большинством)
А.А. Богданов (Малиновский)
3. Полезность (УильямДжеймс)
4. Проверяемость в чувственном опыте
(позитивисты – О.Конт, М.Шлик, Б.Рассел)
5. Логичность и доказательность (неопозитивист Р.Карнап)
|
|
6. Практика (диалектический материализм)
Первые пять вариантов критериев истины являются, по сути, субъективно-идеалистическими и заводят поиски истины в тупик:
1. То, что ясно одним, может быть неясно другим;
2. То, что большинством считается истиной очень часто таковой не является (Например большинство людей на протяжении десятков тысяч лет (а многие и сегодня) считали истинным суждение «Солнце и планеты обращаются вокруг Земли»;
3. Суждение полезное одним, может быть бесполезно, или вредно другим.
(«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»);
4. Чувство нас все время «обманывает» (дальтоники, например, цвет воспринимают иначе, чем все остальные). К тому же, все события. Относящиеся к прошлому и будущему не проверяемы в непосредственном чувственном опыте;
5. «Все люди – преступники», «Иванов – человек», следовательно, «Иванов – преступник». Это умозаключение вполне логично, но во всех ли случаях оно истинно?
Единственным истинным критерием истины является практика.