Ценности и верования

Ценности и верования людей часто мало связаны с научными фак­там или физической реальностью и не имеют к ним никакого отноше­ния. Обычно поведение определяется ожиданиями со стороны роди­телей и знакомых, культурными условностями, типом личности, а также потребностью чувствовать себя любимым, защищенным и при­нятым окружающими. Ценности и верования, которые мы выбира­ем, быстро меняются в ответ на изменение нашей социальной роли. Например, профсоюзные работники, поднявшиеся до статуса мене­джера, склонны переходить к новым моделям верований, которые более соответствуют новой группе коллег (peer group)1. Точно так же человек, вовлеченный в культ, принимает его ценности и верова­ния — возможно, касающиеся реинкарнации или каких-нибудь су­ществ, поселившихся в его теле,— для того, чтобы быть принятым остальными членами группы. Об этом важно помнить, когда вы с ним общаетесь.

Особенно важно, чтобы люди, входящие в команду стратегичес­кого взаимодействия, отдавали себе отчет и решительно сопротивля­лись искушению мыслить в терминах «должно» и «не должно». «Дол­жно» является абсолютным моральным императивом, например: «Я должен был быть более лучшим родителем своему ребенку». Если мы живем не в соответствии с тем, как, по нашему мнению, нам «долж-



1 Обращайтесь по адресу www.keirsey.com

2 Keirsey David & Bates Marilyn. Please Understand Me: Character and Temperament
Types. Prometheus Nemesis Books, 1984.


1 В оригинале использован термин «peer group», обозначающий группу дру­зей или коллег, обычно сходного происхождения, социального статуса и — что не менее важно — возраста, с наибольшей вероятностью влияющих на верования и поведение человека. (Прим. перев.)


180 4 Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

но» или «не ДОЛЖНО» поступать, мы склонны осуждать себя как дурных или недостойных людей. «Долженствования» построены на обоб­щениях и абсолютах и имеют тенденцию поощрять упрощенное мыш­ление, построенное на одних только противопоставлениях. Они за­трудняют нахождение общего языка между людьми. Каждому слову, несущему ценностную нагрузку («благородный», «прилежный», «ум­ный», «сильный», «честный»), соответствует его противоположность («эгоистичный», «ленивый», «глупый», «слабый», «лживый»). Люди часто полагают, что являются либо теми, либо другими: «Если сдела­ешь это, будешь хорошим, в противном случае будешь плохим». Это далеко от истины.

Внимательно отыскивая, анализируя и пересматривая свои «дол­женствования», вы добьетесь более гибкого понимания своих ценнос­тей и верований. Вы сможете четче доносить свои тревога и опасения до близкого вам человека. Если вы сумеете смягчить возникающее чувство жесткой необходимости, вы сможете столь же ненавязчиво и спокойно обращаться с близким человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: