Государственный образовательный стандарт -это уровень требований, который предъявляет государство к образованию. Соблюдение госстандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности. В стандарте выделяются два компонента - инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и меняется достаточно редко, и вариативная часть - для быстрого реагирования на запросы общества.
Учебный план - это сертификат учебного заведения, который определяет:
• продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;
• полный перечень предметов;
* распределение предметов по годам обучения;
• количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе);
* количество часов в неделю на изучаемый предмет;
• структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели образования.
Учебные программы составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит:
* объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения);
* тематическое содержание учебного материала;
• ориентировочное количество времени на изучение;
* перечень основных мировоззренческих вопросов;
• перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
• рекомендуемую литературу.
В учебной литературе подробно раскрывается содержание образования. К ней относят учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.
Учебник должен быть:
• интересным;
• доступным;
• хорошо иллюстрированным;
• стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки).
Функции учебника:
• мотивационная - создание стимулов для изучения материала;
• информационная - расширение объема знаний;
• контрольно-корректирующая - возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений.