Заключение. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, начавшаяся в декабре 1993 г

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, начавшаяся в декабре 1993 г. с принятием Конституции Российской Федерации, прошла несколько этапов, характеризующихся принятием федеральных законов, устанавливающих основные принципы организации местного самоуправления и основные механизмы государственно - правовой защиты права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;

4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района является председателем представительного органа муниципального района.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Для совершенствования процесса управления в муниципальных образованиях следует, с одной стороны, конкретизировать организационные формы управления, а с другой - унифицировать (типизировать) эти Таким образом, составной частью системы органов местного самоуправления является исполнительные органы - местная администрация - занимающаяся повседневным управлением на подведомственной территории. Руководят местной администрацией, как правило, выборные должностные лица - главы местного самоуправления.

В городах это чаще всего мэр, либо глава администрации, глава города; в районах - глава местного самоуправления, глава района; на других территориях - глава муниципального округа, сельсовета и так далее.

Глава местного сообщества избирается либо непосредственно населением, либо из состава представительного органа. Он может быть нанятым по контракту или занимать эту должность в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа (в большинстве - почти 2/3 - субъектах Федерации главы местного самоуправления избраны населением в ходе выборов тайным голосованием).

Становление местного самоуправления — задача не только и не столько этого института, но и государственной власти всех уровней. Почти все государственные решения, затрагивающие интересы граждан, проходят через местные учреждения. Необходима разработка механизмов оптимального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мировой опыт показывает, что эта оптимальность достижима, если система местного самоуправления будет пониматься не как «придаток» государственных органов, а как относительно самостоятельный институт.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Европейская хартия местного самоуправления. Принята в Страсбурге 15 октября 1985 г. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 15. Ст. 1695

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). -Ст. 4921.

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. – 2001. -№ 52 (1 ч.). - Ст. 4916.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. - № 31. - Ст. 3823.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; № 32. Ст. 3341.

6. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //СЗ РФ. – 2007. - № 10. - Ст. 1152.

7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 40. -Ст. 3822.

8. Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2000. - № 30. - Ст. 3122.

9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.

10. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2002) // СЗ РФ. – 1998. - № 2. - ст. 224.

11. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ – 1997. - № 39. - Ст. 4464.

12. Федеральный закон от 28. 08. 1995. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1995. - № 35. -Ст. 3506.

13. Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 (ред. от 17.04.2006) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 29. - Ст. 1010.

14. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5011.

15. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах // СЗ РФ. - 2005. - № 46. - Ст. 4720.

16. Закон Волгоградской области от 27.05.1998 № 178-ОД
«О квалификационных требованиях к муниципальным должностям муниципальной службы Волгоградской области» // Волгоградская правда. -1998. - № 112.

17. Закон Волгоградской области от 03.04.1998 № 164-ОД «О порядке и условиях аттестации муниципального служащего муниципальной службы Волгоградской области» // Волгоградская правда. – 1998. - № 75.

Учебная и специальная литература:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2007.

19. Афанасьев М.Н. Реформа или контрреформа // Власть. - 2004. - № 5.

20. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. - М., 2008.

21. Боброва Н.А. Ответственность в муниципальном праве. – М., 2006.

22. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону, 2006.

23. Буравлев Ю.М. Конституционно-правовые основы государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой. // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 10.

24. Бялкина Т.М. Стратегия законодательства области о местном самоуправлении – М., 2003.

25. Васильев В.И. Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: «Издательство Воронежского университета», 2006.

26. Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2007.

27. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об итогах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - М., 2004. - №2 (84).

28. Зуев В.М. Законодательная основа местных финансов. Что изменилось за 10 лет? // Томский сход – 2008. - № 6.

29. Козбаненко В.А. Глава муниципального образования: особенности деятелности. // Государство и право.- 2007. - № 1.

30. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2004.

31. Местное самоуправление в России / Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. - Саратов, 2003.

32. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. - М.: «МОНФ», 2008.

33. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 2006.

34. Порядок и условия прохождения муниципальной службы: Учебное пособие / Под ред. А.Р. Мурашко, О.Л. Савранской. - М., 2008.

35. Постовой Н.В. Муниципальное право: Учебник. - М., 2007.

36. Пылин В.В. Глава муниципального образования. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. -№ 7.

37. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. - М., 2007.

38. Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. - Владивосток, 2008.

39. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М., 2004.

40. Шахрай С.М. Федерализм, национальные отношения и местное самоуправление // Федерализм и межнациональные отношения в современной России (Всероссийская научно-практическая конференция). - М., 2007.


[1] См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2004. С. 68.

[2] СЗ РФ. – 2003. - № 40. -Ст. 3822.

[3] См.: Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М., 2004. С. 97.

[4] См.: Козбаненко В.А. Глава муниципального образования: особенности деятелности. // Государство и право.- 2007. - № 1. С. 38.

[5] См.: Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. - Владивосток, 2008. С. 214.

[6] См.: Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. - М., 2008. С. 58.

[7] См.: Буравлев Ю.М. Конституционно-правовые основы государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой. // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 10. С. 55.

[8] См.: Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2007. С. 137.

[9] См.: Постовой Н.В. Муниципальное право: Учебник. - М., 2007. С. 79-80.

[10] См.: Пылин В.В. Глава муниципального образования. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. -№ 7. С. 26-27.

[11] См.: Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2007. С. 104.

[12]См.: Шахрай С.М. Федерализм, национальные отношения и местное самоуправление // Федерализм и межнациональные отношения в современной России (Всероссийская научно-практическая конференция). - М., 2007. - С. 16.

[13] См.: Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. - М., 2007. С. 145.

[14]См.: Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ.- 2006. - №2. С. 26.

[15] См.: Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону, 2006. С. 76.

[16] См.: Боброва Н.А. Ответственность в муниципальном праве. – М., 2006. С. 102.

[17]См.: Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об итогах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - М., 2004. - №2 (84). - С. 64.

[18]См.: Афанасьев М.Н. Реформа или контрреформа // Власть. - 2004. - № 5. С. 30-35.

[19]См.: Васильев В.И. Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: «Издательство Воронежского университета», 2006. С. 127.

[20]См.: Бялкина Т.М. Стратегия законодательства области о местном самоуправлении – М., 2003. С. 135.

[21]См.: Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. - М.: «МОНФ», 2008. С. 71.

[22]См.: Местное самоуправление в России / Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. - Саратов, 2007. С. 112.

[23] См.: Порядок и условия прохождения муниципальной службы: Учебное пособие / Под ред. А.Р. Мурашко, О.Л. Савранской. - М., 2008. С. 75.

[24] См.: Буравлев Ю.М. Конституционно-правовые основы государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой. // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 10. С. 55.

[25] См.: Зуев В.М. Законодательная основа местных финансов. Что изменилось за 10 лет? // Томский сход – 2008. - № 6. С. 28-29.

[26] См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 2006. С. 88.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: