МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский федеральный университет»
(ФГАОУ ВПО «КФУ»)
Институт психологии и образования
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
«Психологическая служба в дошкольной организации»
Психолого-педагогическое образование
(направление подготовки бакалавриата (с шифром)
Программа учебной (психологической) практики
студентов, обучающихся по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Сроки проведения практики – практика проводится на 2 курсе, в 4 семестре, продолжительность практики составляет 4 недели.
1. Цели учебной (психологической) практики -формирование у обучающихся системы представлений о специфике функционирования психологической службы в дошкольной организации, приобретение практических навыков и компетенций по работе психолога в ДО.
|
|
2. Задачи учебной (психологической) практики:
1) формировать умение проводить диагностику личностных и интеллектуальных особенностей развития детей дошкольного возраста;
2) формировать умение определять факторы, препятствующие гармоничному развитию личности и психики ребенка;
3) формировать умение проводить консультации по материалам диагностического обследования;
4) формировать умение составлять программу психолого-педагогической деятельности с учетом данных диагностического обследования;
5) формировать умение применять различные теории обучения, воспитания и развития для осуществления диагностической и коррекционно-развивающей, просветительской деятельности психолога ДО;
6) формировать умение осуществлять коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка;
7) формировать умение осуществлять консультативную помощь родителям в создании развивающей среды и благоприятной семейной атмосферы;
8) формировать готовность и способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и иными работниками образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
3. Место учебной (психологической) практики в структуре ООП ВПО.
Теоретическую основу учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» составляют такие предварительно изучаемые студентами дисциплины как: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Детская практическая психология», «Психологическая диагностика развития дошкольников».
|
|
Прохождение обучающимися учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» позволяет студентам познакомиться со спецификой профессиональной деятельности психолога дошкольной организации, сформировать представления о диагностической, консультативной, корреционно-развивающей, просветительской деятельности психолога ДО.
В процессе практики у обучающихся формируются знания и умения в области:
· индивидуального и группового психологического обследования детей дошкольного возраста;
· индивидуального консультирования родителей дошкольников и педагогов ДО по результатам диагностического обследования;
· индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста;
· просветительской деятельности психолога ДО.
Данные знания станут основой освоения студентами информации по психолого-педагогическим дисциплинам; во-вторых умение выявлять и учитывать в психолого-педагогической работе особенности деятельности и психического развития ребенка; в-третьих, осуществлять процесс обучения и воспитания в соответствии с уровнем когнитивного и личностного развития ребенка; в четвертых, видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью человека на разных возрастных этапах.
Для качественного выполнения цели и задач учебной практики у обучающихся перед прохождением практики должны быть сформированы: 1) знания об особенностях когнитивного и личностного развития детей в дошкольном детстве; 2) представления о специфике диагностической деятельности психолога с детьми дошкольного возраста; 3) знания об этических принципах работы практического психолога образования; 4) знания теорий, разработанных в отечественной и зарубежной психологии, в которых осуществляется интерпретация интеллектуального и личностного развития в дошкольном возрасте; 5) знание диагностического инструментария, применяемого в ходе обследования дошкольников; 6) представления о развивающей и коррекционной деятельности, осуществляемой психологом, работающим в дошкольной образовательной организации.
В результате прохождения учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» обучающийся должен знать:
1. специфику индивидуального и группового психологического обследования детей дошкольного возраста;
2. особенности индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий, проводимых психологом с детьми дошкольного возраста;
3. специфику индивидуального консультирования родителей дошкольников и педагогов ДО по результатам диагностического обследования;
4. особенности осуществления просветительской деятельности психолога ДО.
должен уметь:
1. подбирать методы и методики для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста;
2. обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностического обследования;
3. представлять полученные данные в устной и письменной форме;
4. составлять программу коррекционной и развивающей деятельности с дошкольниками;
5. осуществлять консультативную помощь родителям и педагогам ДО в создании развивающей среды и благоприятной семейной атмосферы.
должен владеть:
1. категориальным аппаратом психологии и педагогики;
2. способностью самостоятельно работать с научной информацией;
3. знать функциональные обязанности психолога ДО.
4. Место проведения учебной (психологической) практики – практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений г. Казани, Республики Татарстан и Республики Удмуртия.
5. Содержание и характер деятельности студентов.
Перед проведением практики осуществляется проведение установочной конференции, в ходе которой обучающихся знакомят с целью и задачами практики, спецификой заданий, которые студентам необходимо выполнить в ее процессе, отчетной документацией по результатам прохождения практики, сроками ее сдачи.
|
|
В процессе практики студент должен выполнить следующие виды заданий:
1. в течение первого дня практики студент должен познакомиться и описать в дневнике практики материально-техническое оснащение рабочего места педагога - психолога, должностные обязанности психолога ДО, методическое оснащение работы психолога, учетно-отчетную документацию работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО);
2. в период со 2 по 5 день практики студенты осуществляют наблюдение за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО, результаты наблюдений фиксируются в дневнике практики;
3. в течение 2-4 недели практики каждый студент должен провести диагностическое обследование детей дошкольного возраста, описать полученные результаты, составить программу коррекционной и (или) развивающей работы по результатам диагностики; провести групповую диагностику дошкольников, обработать и проинтерпретировать полученные данные; подготовить и провести групповую консультацию с родителями о специфике развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Отчетная документация по практике включает:
· дневник практиканта, в котором дается описание: 1) материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, должностные обязанности педагога - психолога, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО); 2) результатов наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО;
|
|
· результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные, должны быть представлены в письменной форме;
· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;
· подробный календарный план работы с ежедневно выставленной психологом ДО оценкой и отметкой деятельности практиканта;
· информация, представленная родителям дошкольников в ходе групповой консультации;
· отчет о результатах прохождения практики «Психологическая служба в дошкольной организации».
6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
В процессе выполнения цели и задач, заданий учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» студенты могут использовать:
1. информационные ресурсы Интернет для осуществления диагностической, развивающей, просветительской, коррекционной и консультативной деятельности (учебную и учебно-методическую информацию, представленную в научных электронных журналах и на сайтах библиотек);
2. ресурсы программы Exсel, SPSS, Statistica, Stadiya для обработки данных, полученных в ходе диагностического обследования;
3. программу Microsoft Office PowerPoint для создания презентации, применяемой в ходе групповой консультации с родителями дошкольников;
4. развивающие и коррекционные программы, разработанные психологическим центрами «Иматон», «Когито-центр» для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
Учебно-методические рекомендации по выполнению заданий по практике «Психологическая служба в дошкольной организации»
Отчетная документация по практике оформляется и сдается на проверку по истечении 5 рабочих дней с момента окончания учебной практики. Отчетная документация проверяется руководителем по практике, выставляющим итоговую оценку за практику.
Отчетная документация должна включать:
· титульный лист с указанием названия института и факультета, фамилии, инициалов студента, семестра обучения, названия учебной практики, времени ее прохождения;
· на 2 листе указывается название учреждения, на базе которого осуществляется прохождение учебной практики, ф.и.о. заведующего ДОУ, психолога ДОУ;
· на 3 листе приводятся должностные обязанности психолога;
· далее дается характеристика материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога;
· приводятся результаты наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДОУ (оформляются в таблице (см. таблицу 1);
Дата | Вид деятельности | Содержание деятельности | Анализ процесса и результатов деятельности |
· заполняется ежедневный календарный план работы студента на практике со 2 по 4 неделю практики, психологом осуществляется анализ процесса и результатов работы практиканта, формулируются рекомендации, выставляется оценка и отметка за проделанную работу (см. таблицу 2);
Дата | Вид деятельности | Содержание деятельности | Анализ процесса и результатов деятельности | Рекомендации по совершенствованию процесса и результатов деятельности | Оценка процесса и результатов работы |
· приводятся результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные;
· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;
· подробное описание информации, представленной родителям дошкольников в ходе групповой консультации;
· отчет о результатах прохождения практики «Психологическая служба в дошкольной организации» пишется в свободной форме с указанием значения практики в профессиональной подготовке студента, степени решения цели и задач практики, достижений и трудностей, возникших у студента в процессе прохождения практики.
8. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, обучающийся по курсу «Психологическая служба в дошкольной организации» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для воспитанников дошкольного возраста (ОПК-4);
· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
· способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
· готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
· способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
· готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
· способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
· способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
9. Формы отчетности и итоговая аттестация.
Через 5 дней после завершения практики «Психологическая служба в дошкольной организации» студент должен сдать на проверку руководителю по практике следующую отчетную документацию:
· дневник практиканта, в котором дается описание: 1) материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, должностные обязанности психолога, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО); 2) результатов наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО; 3) результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные;
· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;
· информация, представленная родителям дошкольников в ходе групповой консультации;
· отчет о результатах прохождения учебной практики.
В ходе итоговой конференции каждый студент представляет свой отчет по результатам проведанной в процессе практики работы.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной (психологической) практики. В ходе выполнения заданий практики студенты могут использовать информацию, представленную в ниже приведенных научных источниках.
Основная литература:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,1998.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., 2005
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших школьников и дошкольников.- СПб., 2006.
4. Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции.-Киев, 1995.
5. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика.-М., 2002.
6. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.- СПб., 2006.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.
8. Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.- М., 2000.
9. Детский апперцептивный тест (САТ). / Под ред. А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова.- Обнинск, 1992.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. - Минск, 1997.
11. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева-М., 2003
12. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. - Мн., 1999.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.
14. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб., 2006.
15. Коноплева О.В., Мельшутина А.В. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7 лет).- СПб., 1998.
16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. - М.: МПСИ, 1997.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.
20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.
21. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2005.- 216 с.
22. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 1998.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагентство, 1996.
24. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.-Спб., 2002.
25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
26. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М., 1999.
27. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
28. Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.
29. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реан-СПб., 2001.
30. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. -М., 1987
31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой - М.: Педагогика, 1985.
32. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.,1989.
33. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Педагогика, 1986.
34. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.-М., 2004
35. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.-М., 2004.
36. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.-М., 2000
37. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст.-М., 2000.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.
39. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.
40. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
42. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997.
43. Шаграева О.А Детская психология. – М.:Владос, 2001.
44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. - М.,1998.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.
4. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.
5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: ИПП, 1996. - С. 84-87.
6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999
7. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
- Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school
- Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//
http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //
http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//
http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен //
http://www.koob.ru/ovcharova/parenting_phenomenon
- Реан А.А. Психология детства //
http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //
http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko
- Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //
http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология //
http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1
- Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //
http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya
- Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. // http://www.klex.ru/3hc
- Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // http://www.klex.ru/9gh
- Анастази А. Психологическое тестирование.// http://www.klex.ru/97
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз // http://www.klex.ru/8e5
- Белова О.В. Общая психодиагностика // http://www.klex.ru/316
- Бодалев А.А. Общая психодиагностика.// http://www.klex.ru/6oh
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика // http://www.klex.ru/912
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // http://www.klex.ru/y8
- Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика // http://www.klex.ru/14f
11. Материально-техническое обеспечение производственной практики.
Успешное прохождение студентами учебной практики предполагает:
a. техническое оборудование, при помощи которого осуществляется фиксация результатов исследования (видеокамера, диктофон);
b. профессиональный диагностический инструментарий;
c. программное обеспечение компьютера (Microsoft Office PowerPoint, Exсel или SPSS (или иные программы, применяющиеся для статистической обработки данных).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (Пр ООП) ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование».