студентов, обучающихся по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский федеральный университет»

(ФГАОУ ВПО «КФУ»)

Институт психологии и образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

«Психологическая служба в дошкольной организации»

Психолого-педагогическое образование

(направление подготовки бакалавриата (с шифром)

Программа учебной (психологической) практики

студентов, обучающихся по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Сроки проведения практики – практика проводится на 2 курсе, в 4 семестре, продолжительность практики составляет 4 недели.

1. Цели учебной (психологической) практики -формирование у обучающихся системы представлений о специфике функционирования психологической службы в дошкольной организации, приобретение практических навыков и компетенций по работе психолога в ДО.

2. Задачи учебной (психологической) практики:

1) формировать умение проводить диагностику личностных и интеллектуальных особенностей развития детей дошкольного возраста;

2) формировать умение определять факторы, препятствующие гармоничному развитию личности и психики ребенка;

3) формировать умение проводить консультации по материалам диагностического обследования;

4) формировать умение составлять программу психолого-педагогической деятельности с учетом данных диагностического обследования;

5) формировать умение применять различные теории обучения, воспитания и развития для осуществления диагностической и коррекционно-развивающей, просветительской деятельности психолога ДО;

6) формировать умение осуществлять коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка;

7) формировать умение осуществлять консультативную помощь родителям в создании развивающей среды и благоприятной семейной атмосферы;

8) формировать готовность и способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и иными работниками образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

3. Место учебной (психологической) практики в структуре ООП ВПО.

Теоретическую основу учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» составляют такие предварительно изучаемые студентами дисциплины как: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Детская практическая психология», «Психологическая диагностика развития дошкольников».

Прохождение обучающимися учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» позволяет студентам познакомиться со спецификой профессиональной деятельности психолога дошкольной организации, сформировать представления о диагностической, консультативной, корреционно-развивающей, просветительской деятельности психолога ДО.

В процессе практики у обучающихся формируются знания и умения в области:

· индивидуального и группового психологического обследования детей дошкольного возраста;

· индивидуального консультирования родителей дошкольников и педагогов ДО по результатам диагностического обследования;

· индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста;

· просветительской деятельности психолога ДО.

Данные знания станут основой освоения студентами информации по психолого-педагогическим дисциплинам; во-вторых умение выявлять и учитывать в психолого-педагогической работе особенности деятельности и психического развития ребенка; в-третьих, осуществлять процесс обучения и воспитания в соответствии с уровнем когнитивного и личностного развития ребенка; в четвертых, видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью человека на разных возрастных этапах.

Для качественного выполнения цели и задач учебной практики у обучающихся перед прохождением практики должны быть сформированы: 1) знания об особенностях когнитивного и личностного развития детей в дошкольном детстве; 2) представления о специфике диагностической деятельности психолога с детьми дошкольного возраста; 3) знания об этических принципах работы практического психолога образования; 4) знания теорий, разработанных в отечественной и зарубежной психологии, в которых осуществляется интерпретация интеллектуального и личностного развития в дошкольном возрасте; 5) знание диагностического инструментария, применяемого в ходе обследования дошкольников; 6) представления о развивающей и коррекционной деятельности, осуществляемой психологом, работающим в дошкольной образовательной организации.

В результате прохождения учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» обучающийся должен знать:

1. специфику индивидуального и группового психологического обследования детей дошкольного возраста;

2. особенности индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий, проводимых психологом с детьми дошкольного возраста;

3. специфику индивидуального консультирования родителей дошкольников и педагогов ДО по результатам диагностического обследования;

4. особенности осуществления просветительской деятельности психолога ДО.

должен уметь:

1. подбирать методы и методики для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста;

2. обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностического обследования;

3. представлять полученные данные в устной и письменной форме;

4. составлять программу коррекционной и развивающей деятельности с дошкольниками;

5. осуществлять консультативную помощь родителям и педагогам ДО в создании развивающей среды и благоприятной семейной атмосферы.

должен владеть:

1. категориальным аппаратом психологии и педагогики;

2. способностью самостоятельно работать с научной информацией;

3. знать функциональные обязанности психолога ДО.

4. Место проведения учебной (психологической) практики – практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений г. Казани, Республики Татарстан и Республики Удмуртия.

5. Содержание и характер деятельности студентов.

Перед проведением практики осуществляется проведение установочной конференции, в ходе которой обучающихся знакомят с целью и задачами практики, спецификой заданий, которые студентам необходимо выполнить в ее процессе, отчетной документацией по результатам прохождения практики, сроками ее сдачи.

В процессе практики студент должен выполнить следующие виды заданий:

1. в течение первого дня практики студент должен познакомиться и описать в дневнике практики материально-техническое оснащение рабочего места педагога - психолога, должностные обязанности психолога ДО, методическое оснащение работы психолога, учетно-отчетную документацию работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО);

2. в период со 2 по 5 день практики студенты осуществляют наблюдение за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО, результаты наблюдений фиксируются в дневнике практики;

3. в течение 2-4 недели практики каждый студент должен провести диагностическое обследование детей дошкольного возраста, описать полученные результаты, составить программу коррекционной и (или) развивающей работы по результатам диагностики; провести групповую диагностику дошкольников, обработать и проинтерпретировать полученные данные; подготовить и провести групповую консультацию с родителями о специфике развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Отчетная документация по практике включает:

· дневник практиканта, в котором дается описание: 1) материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, должностные обязанности педагога - психолога, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО); 2) результатов наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО;

· результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные, должны быть представлены в письменной форме;

· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;

· подробный календарный план работы с ежедневно выставленной психологом ДО оценкой и отметкой деятельности практиканта;

· информация, представленная родителям дошкольников в ходе групповой консультации;

· отчет о результатах прохождения практики «Психологическая служба в дошкольной организации».

6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике

В процессе выполнения цели и задач, заданий учебной практики «Психологическая служба в дошкольной организации» студенты могут использовать:

1. информационные ресурсы Интернет для осуществления диагностической, развивающей, просветительской, коррекционной и консультативной деятельности (учебную и учебно-методическую информацию, представленную в научных электронных журналах и на сайтах библиотек);

2. ресурсы программы Exсel, SPSS, Statistica, Stadiya для обработки данных, полученных в ходе диагностического обследования;

3. программу Microsoft Office PowerPoint для создания презентации, применяемой в ходе групповой консультации с родителями дошкольников;

4. развивающие и коррекционные программы, разработанные психологическим центрами «Иматон», «Когито-центр» для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.

Учебно-методические рекомендации по выполнению заданий по практике «Психологическая служба в дошкольной организации»

Отчетная документация по практике оформляется и сдается на проверку по истечении 5 рабочих дней с момента окончания учебной практики. Отчетная документация проверяется руководителем по практике, выставляющим итоговую оценку за практику.

Отчетная документация должна включать:

· титульный лист с указанием названия института и факультета, фамилии, инициалов студента, семестра обучения, названия учебной практики, времени ее прохождения;

· на 2 листе указывается название учреждения, на базе которого осуществляется прохождение учебной практики, ф.и.о. заведующего ДОУ, психолога ДОУ;

· на 3 листе приводятся должностные обязанности психолога;

· далее дается характеристика материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога;

· приводятся результаты наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДОУ (оформляются в таблице (см. таблицу 1);

Дата Вид деятельности Содержание деятельности Анализ процесса и результатов деятельности

· заполняется ежедневный календарный план работы студента на практике со 2 по 4 неделю практики, психологом осуществляется анализ процесса и результатов работы практиканта, формулируются рекомендации, выставляется оценка и отметка за проделанную работу (см. таблицу 2);

Дата Вид деятельности Содержание деятельности Анализ процесса и результатов деятельности Рекомендации по совершенствованию процесса и результатов деятельности Оценка процесса и результатов работы        

· приводятся результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные;

· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;

· подробное описание информации, представленной родителям дошкольников в ходе групповой консультации;

· отчет о результатах прохождения практики «Психологическая служба в дошкольной организации» пишется в свободной форме с указанием значения практики в профессиональной подготовке студента, степени решения цели и задач практики, достижений и трудностей, возникших у студента в процессе прохождения практики.

8. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, обучающийся по курсу «Психологическая служба в дошкольной организации» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для воспитанников дошкольного возраста (ОПК-4);

· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

· способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

· готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);

· способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

· готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

· способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

· способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

9. Формы отчетности и итоговая аттестация.

Через 5 дней после завершения практики «Психологическая служба в дошкольной организации» студент должен сдать на проверку руководителю по практике следующую отчетную документацию:

· дневник практиканта, в котором дается описание: 1) материально-технического оснащения рабочего места психолога ДО, должностные обязанности психолога, методического оснащения работы психолога, учетно-отчетной документации работы психолога (годовой план работы психолога, журнал учета проведенной работы, график работы на неделю, программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работ, проводимых психологом ДО); 2) результатов наблюдений за психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной работой психолога ДО; 3) результаты индивидуального и группового диагностического обследования, обработанные и проинтерпретированные;

· программа коррекционной и (или) развивающей работы, составленная по результатам диагностического обследования;

· информация, представленная родителям дошкольников в ходе групповой консультации;

· отчет о результатах прохождения учебной практики.

В ходе итоговой конференции каждый студент представляет свой отчет по результатам проведанной в процессе практики работы.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной (психологической) практики. В ходе выполнения заданий практики студенты могут использовать информацию, представленную в ниже приведенных научных источниках.

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,1998.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., 2005

3. Баранова Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших школьников и дошкольников.- СПб., 2006.

4. Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции.-Киев, 1995.

5. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика.-М., 2002.

6. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.- СПб., 2006.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

8. Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.- М., 2000.

9. Детский апперцептивный тест (САТ). / Под ред. А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова.- Обнинск, 1992.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. - Минск, 1997.

11. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева-М., 2003

12. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. - Мн., 1999.

13. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

14. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб., 2006.

15. Коноплева О.В., Мельшутина А.В. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7 лет).- СПб., 1998.

16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.

17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.

18. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. - М.: МПСИ, 1997.

19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.

20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.

21. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2005.- 216 с.

22. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 1998.

23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагентство, 1996.

24. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.-Спб., 2002.

25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

26. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М., 1999.

27. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

28. Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.

29. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реан-СПб., 2001.

30. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. -М., 1987

31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой - М.: Педагогика, 1985.

32. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.,1989.

33. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Педагогика, 1986.

34. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.-М., 2004

35. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.-М., 2004.

36. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.-М., 2000

37. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст.-М., 2000.

38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

39. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.

40. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.

42. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997.

43. Шаграева О.А Детская психология. – М.:Владос, 2001.

44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. - М.,1998.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.

4. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.

5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: ИПП, 1996. - С. 84-87.

6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999

7. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school
  3. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//

http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен //

http://www.koob.ru/ovcharova/parenting_phenomenon

  1. Реан А.А. Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  1. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya

  1. Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. // http://www.klex.ru/3hc
  2. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // http://www.klex.ru/9gh
  3. Анастази А. Психологическое тестирование.// http://www.klex.ru/97
  4. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз // http://www.klex.ru/8e5
  5. Белова О.В. Общая психодиагностика // http://www.klex.ru/316
  6. Бодалев А.А. Общая психодиагностика.// http://www.klex.ru/6oh
  7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика // http://www.klex.ru/912
  8. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // http://www.klex.ru/y8
  9. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика // http://www.klex.ru/14f

11. Материально-техническое обеспечение производственной практики.

Успешное прохождение студентами учебной практики предполагает:

a. техническое оборудование, при помощи которого осуществляется фиксация результатов исследования (видеокамера, диктофон);

b. профессиональный диагностический инструментарий;

c. программное обеспечение компьютера (Microsoft Office PowerPoint, Exсel или SPSS (или иные программы, применяющиеся для статистической обработки данных).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (Пр ООП) ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: