Адаптация Н. В. Гришиной

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов, в ущерб другому человеку;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов, ради другого человека;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечислен ных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ОПРОСНИК

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов партнера и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить партнера и главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого человека.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с
тем, чтобы со временем решить его окончательно.

8. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

9. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

10. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

11. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

12. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого человека и стараюсь сохранить наши отношения.

13. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

14. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

15. А. Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

16. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

17. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

18. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

19. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

20. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

21. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

22. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

23. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

24. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

25. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

26. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

27. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

28. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

29. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

30. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

31. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ:

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    Б   А  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15-20 мин.

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М. 1982.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.:Аспект Пресс, 1996. – 376.

3. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М. 1994.

4. Бингем У.В. О водителе, склонном к несчастным случаям. — Советская психотехника, 1933, т. VI, № 4, с. 353—359.

5. Бодров В.А. Психологический стресс. М., 1995.

6. Бурлюк Л., Геллерштейн С. и др. К вопросу о психологическом изучении несчастных случаев. — В кн.: Промышленный травматизм и борьба с ним. М.—Л., 1930, с. 639—689

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984

8. Витт Н.В. Речь и эмоции: Учебное пособие к спецкурсу по психологии. – М., 84 г.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т.-т.4.- М.,1982, стр. 291-436.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь/ / Собр.соч. – М., 1992г, Т.2

11. Гамезо Н.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Просвещение. 1986.

12. Годфруа Ж. Что такое психология. т.2. М. 1992.

13. Готсданкер Р. основы психологического эксперимента. МГУ. 1982.

14. 1956.

15. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. –608с.

16. Грановская Р.М., Крижанскя Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. 1994.

17. Гурьянов Е.В. Навык и действие. — Ученые записки МГУ, 1945, вып. 90, с. 133—148.

18. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / пер. с англ. – М., 89 г.

19. Кели Г. Процесс казуальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984.

20. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. МГУ. 1991.

21. Дмитриева М.А., Соколов В.П. Классификация психологических причин несчастных случаев на производстве. _ В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л., 1977 с. 147—153.

22. Изард К. Эмоции человека/ пер. с англ.. М., 1999.

23. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища, школа, 1998, 292с.

24. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ.- СПб.: Питер,2000.-464 с.

25. Исследование психологических факторов, влияющих на безопасность труда в условиях рассредоточенного способа строительства в тартуском тресте «Сельхозстрой», и разработка мероприятий по повышению безопасности труда на
строительстве. Тартуский гос. ун-т, 1973, т. I, 262 с.; т. II, 232 с.

26. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. 319 с.

27. Каммероу Дж. Баргер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы. - М.: Изд-во Института Психотерапии,2001. - 224 с.

28. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983

29. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. 504 с.

30. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1997

31. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.–255с.

32. Коссая А.И., Никберг И.И., Жудина Л.А. Зависимость травматизма от погоды. Ортопедия, травматология и протезирование, 1975, № 5, с. 33—37.

33. Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллин, 1974. 167 с.

34. Котик М.А. Психология и безопасность. Изд. 2-е, испр. И доп. – Таллин: Валгус, 1987. – 440 с.

35. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999

36. Конфликт и травма. вып. 1.СПб.: изд. Института психотерапии и консультирования "Гармония", 2001 г.

37. Крыжановская Л.М. Психология мышления. М.: «Психолог», 1996.–344с.

38. Кулаков С.А. Основы психосоматики.- СПб.: Речь,2003.- 288 с.

39. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — В кн.: Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 178—208.

40. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 344 с.

41. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985.–416с.

42. Лиотровская Л. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. — СПб., 1994.

43. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. МГУ. 1975.

44. Методы практической психологии общения: Учебное пособие / А. А. Бутов и др. - Л., 1990.

45. Михайлов Л. А., Соломин В., П., Губин.В. А. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения): Учебное пособие. — СПб., 1999.

46. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983.

47. Методы практической психологии общения: Учебное пособие / А. А. Бутов и др. - Л., 1990.

48. Михайлов Л. А., Соломин В., П., Губин.В. А. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения): Учебное пособие. — СПб., 1999.

49. Михайлов Л.А. Военная психология Социально-психологические основы деятельности войскового психолога: Монография / Под ред. В.П.Соломина. - Спб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2000. - 231 с.

50. Михайлов JI. А., Михайлов А. Л., Соломин В. П. Психология общения: Учебное пособие для студентов. — СПб,, 1995. Ч. 1.

51. Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология ипнжинерной психологии.Л., 1971

52. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983.

53. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 193с.

54. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. — В кн.: Инженерная психология. М., 1964, с. 358—367.

55. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966. 383 с.

56. Ниотровская Л. А. Эмотивные высказывания в современном русском языке: Учебное пособие к спецкурсу. — СПб., 1993.

57. Носенко Э, Л. Эмоциональное состояние И речь. — Киев, 1981.

58. Нерсесян Л.С., Петровский В.А., Ривина И.В. Психологическая характеристика тенденции к риску у представителей «опасных» профессий. — В кн.: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов. Ч. I. M., 1977, с. 81.

59. Новичкова О.В. Диагностика посттравматического стрессового расстройства // Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей для военных психологов, заместителей командиров по воспитательной работе воинских частей. - г. Ростов-на-Дону., 2001. - С.12-19.

60. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб,: Речь,2003. - 288 с.

61. Ольшанский Д.В. Психология террора.- Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический Проект, ОППЛ,2002.- 320 с.

62. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 3-е. М., 1953. 848с.

63. Общая психология / под ред. Петровского А.В. М. Просвещение. 1986.

64. Омаров А, М, Управление; искусство общения. — М., 1983.

65. Перевалов В. Ф. Воинский коллектив: динамика отношений. — М., 1988.

66. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. — Воронеж, 1992.

67. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1968.

68. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б Д. Парыгина. — СПб., 1994.

69. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение в медицинскую кибернетику. М., 1966. 298 с.

70. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска. Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. психол. наук. М., 1977. 18 с.

71. Петровский В.А. Поведение человека в ситуации опасности. — В кн.: Новые исследования в психологии. М., изд-во АПН СССР, 1974, с. 23—24.

72. Петровский В.А. К психологии активности. — Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 26—38.

73. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М., 1970. 263 с.

74. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. 216 с.

75. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1998. – 672с.

76. Психологический словарь.// Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1996.–440с.

77. Психология и психоанализ характера. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ- М., 2000. – 640с.

78. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. C-Пб.: "АВК", 2002г.

79. Практикум по возрастной психологии \\ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь,2001.- 688 с.

80. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.- М.: Академический Проект,2000.- 286 с.

81. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеееа Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.- М.: Изд-во Института психотерапии,2000.- 128 с.

82. Регуш Л.A. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001.- 176 с.

83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. -720 с.

84. Ротенберг А. Адаптивная функция сна. М. 1985.

85. Рабочие трамвая, трудовое утомление и психотехнический подбор. — Труды НИИОТ, 1928, т. II, № 2. 240 с.

86. Розенблат В.В. Проблема утомления. М., 1975. 240 с.

87. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.:Речь, 2004. – 256с.

88. Романова Е. С. Работа психолога на телефоне доверия. Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. 69 с.

89. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. — М., 1989. Т. 2.

90. Рудестам К. Групповая психотерапия М. Прогресс. 1990.

91. Рурсяно С., Зонненберг, Лазар С. Психодинамическая терапия. М. 1992.

92. Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. — М., 1991.

93. Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск: Высшая школа., 1995. – 301с.

94. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

95. Служба охраны труда в развитых капиталистических странах. Обзорная информация по охране труда. Вып. 2. М., 1983. 53 с.

96. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб., 2003.

97. Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб. 2002г.

98. Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореф. дис. канд. психол. наук.М., 1986.–20с.

99. Самыгин С. И., Стояренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов-н/Д., 1997.

100. Творогова Н.Д. Психология. М. 1996.

101. Тайчинов М.Г. Преодоление конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.// сб.: Конфликты в школьном возрасте. Пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1986. – 92с.

102. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 80 г.

103. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

104. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.–144с.

105. Фрейд З. Лекции по психоанализу. СПб., 1996.

106. Фрейд З. Психология бессознательного. М. Просвещение. 1988.

107. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. – 446с.

108. Фромм Э. Душа человека. М. 1992.

109. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990.

110. Хрестоматия по психологии эмоций / под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М. 1992.

111. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности/ под ред. В.Н. Телия. – М., 91.

112. Эмоциональные и познавательные характеристики общения // Под ред. В.А. Лабунской. – Ростов-н/д., 90.

113. Эйдемилер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: