В настоящее время довольно широко распространена точка зрения, в соответствии с которой успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник, заданий и упражнений. Иными словами, принципиальное значение отводится психологическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.
Но гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Психологическая аксиома гласит: «Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности».
Следовательно, желательно, чтобы ведущий тренинговой группы обладал такими лично-
|
|
стными качествами, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий самопознания, самоактуализации и развития участников группы, что и обеспечивает максимальную эффективность тренинговой работы.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (С. Кратохвил, М. Либер-ман, К. Роджерс, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:
• концентрация на участнике тренинга, желание и способность ему помочь;
• гибкость и терпимость к различным проявлениям участника;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта и доброжелательности во время ведения занятий;
• аутентичность поведения, т. е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень личностной саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка;
• осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.
Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических
установок и стилей управления: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (1993, с.50).
|
|
А теперь приступим к рассмотрению конкретных тренингов, методические разработки и сценарии которых приводятся в следующих разделах.
«Познавая себя».