Характеристика личности группового тренера

В настоящее время довольно широко рас­пространена точка зрения, в соответствии с которой успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой приме­няемых психотехник, заданий и упражнений. Иными словами, принципиальное значение отводится психологическому инструмента­рию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вто­ричным. Подобная позиция присуща теорети­ческим концепциям, рассматривающим груп­повой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Но гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания ат­мосферы эмпатии, искренности, самораскры­тия и особых теплых взаимоотношений меж­ду членами группы и ведущим. Психологиче­ская аксиома гласит: «Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществ­лять личностное развитие извне по отноше­нию к личности».

Следовательно, желательно, чтобы ведущий тренинговой группы обладал такими лично-

стными качествами, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально бла­гоприятных условий самопознания, самоакту­ализации и развития участников группы, что и обеспечивает максимальную эффектив­ность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (С. Кратохвил, М. Либер-ман, К. Роджерс, И. Ялом и др.), можно выде­лить следующие личностные черты, желатель­ные для руководителя тренинговой группы:

• концентрация на участнике тренинга, же­лание и способность ему помочь;

• гибкость и терпимость к различным про­явлениям участника;

• эмпатичность, восприимчивость, способ­ность создавать атмосферу эмоционально­го комфорта и доброжелательности во время ведения занятий;

• аутентичность поведения, т. е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и разви­тию;

• уравновешенность, терпимость к фрустра­ции и неопределенности, высокий уровень личностной саморегуляции;

• уверенность в себе, позитивное самоотно­шение, адекватная самооценка;

• осознание собственных конфликтных об­ластей, потребностей, мотивов;

• богатое воображение, интуиция;

• высокий уровень интеллекта.

Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических

установок и стилей управления: «Руководи­тель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отча­сти ученым, соединяющим чувства и интуи­цию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием са­мосознания, ростом опыта и знаний о груп­повой и индивидуальной динамике возраста­ет надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем на­блюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, кон­цептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ри­гидному, негибкому стилю руководства. Эф­фективное руководство группой предполага­ет правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (1993, с.50).

А теперь приступим к рассмотрению конк­ретных тренингов, методические разработки и сценарии которых приводятся в следующих разделах.

«Познавая себя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: