Первое занятие. Каждый человек -это книга, надо только суметь прочитать ее

Каждый человек -это книга, надо только суметь прочитать ее. Уильям Ченинг, американский ученый,

Просветитель.

Цель занятия. Данная встреча начи­нает тренинг, поэтому в первую оче­редь необходимо создать благоприят­ные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными прин­ципами социально-психологического тре­нинга, вместе продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, на­чать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к осво­ению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Рекомендации ведущему. Вашей основной задачей во время тренинга, а особенно на его первых занятиях, является создание самых благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Вам нужно понять, что во время тре­нинга вы - не учитель, который должен «нау­чить жить», вы лишь помогаете каждому уча­стнику самому изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контроли­ровать свои мысли и поступки. У вас нет пра­ва судить, «плох» или «хорош» тот или иной участник группы. Каждый судит себя сам и

сам же определяет меру своей ответственно­сти, вы лишь помогаете определить критерии и выбрать систему оценки.

Наиболее оптимальная позиция ведуще­го - позиция друга, понимающего и доброже­лательного, внимательного и взыскательного, и, главное, способного помочь каждому участ­нику стать самим собой и другим. Вы только помогаете, всю основную работу над собой делает сам участник.

Вам не следует подчеркивать свое превос­ходство над остальными участниками тре-нинговой группы, ссылаясь на свой жизнен­ный опыт, наличие специальных знаний и профессиональной подготовки. Это не со­всем корректно. Вы должны помогать группе в целом и каждому участнику в работе над со­бой.

Для этого вы на первом и последующих за­нятиях:

1. Организуете обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением. В случае необходимости каждый раз разъясняете то или иное положе­ние из принятых правил;

2. Объясняете цель очередного упражне­ния, подробно излагаете инструкцию к про­водимому заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы участников, а затем контроли­руете ход и правильность их выполнения;

3- Проводите детальный анализ сложив­шейся ситуации после очередного упражне­ния или этюда, давая возможность всем жела­ющим высказать свою точку зрения, подели­ться своими переживаниями и ощущениями, связанными с целями и задачами тренинга и конкретного занятия;

4. Контролируете эмоциональное состоя-

ние всех участников и группы в целом и, в случае необходимости, оказываете психоло­гическую поддержку, изменяете последовате­льность ранее запланированных упражнений, дозировку психологической нагрузки, вплоть до полной остановки работы группы на неко­торое время;

5. Подводите итоги каждого упражнения и занятия, зачитываете текст домашнего зада­ния и комментируете его. Если используется тестовая методика, то каждому участнику опре­деляется психотехническое упражнение, кото­рое он (она) должен будет выполнять в тече­ние всего времени до следующего занятия;

6. В ваших интересах позаботиться о том, чтобы на последнем занятии (или в конце каждого занятия) участники высказали свое мнение о ваших успехах в роли ведущего.

йр Психологический комментарий.

jjpr— ' Учитывая сложность процессов, воз­никающих во время работы тренинговой группы, а также чрезвычайно важную роль ведущего в организации и проведении социально-психологического тренинга, вам желательно поучаствовать в такого рода груп­пе в качестве ее члена.

Из высказываний участников тренинга:

«Я ощутила (это не громкие слова) се­бя частью чего-то очень большого. Я почувст­вовала огромную любовь ко всему и ко всем. Я доверяю, я чувствую, что избавилась от ком­плексов, не всех, но часть уже поборота - это первый шаг. А это, пожалуй, самое трудное...»

Ольга Т., г. Орел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: