Сама форма проведения упражнения стимулирует активность участников, так как они вынуждены включаться в разговор с человеком, который оказался перед ними после очередного перехода. С одной стороны, это тренировка вступления в контакт не толь-
ко с приятным для тебя человеком, а с тем, кто сейчас случайно оказался перед тобой. Это значительно расширяет и обогащает коммуникативный опыт участников тренинга. С другой стороны, ограниченное время вырабатывает навыки действительно содержательного общения, так как нет возможности ходить вокруг темы разговора, нужно сразу приниматься за дело, иначе не успеть. И наконец, это еще одна возможность дополнительного знакомства участников, которые не смогли преодолеть внутреннего барьера и не подошли на предыдущих занятиях друг к другу.
6. «Контраргументы»
Кто никогда не отчаивается, для того нет невозможного.
Восточная мудрость
«Мы уже убедились, что каждый из вас обладает сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы. Сегодня мы лишь начнем разбираться в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны. На следующем занятии мы продолжим этот анализ.
Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой» предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий.
На эту аналитическую работу вам отводится 5 минут. После того как вы заполните всю левую часть таблицы, приступайте к правой колонке. На каждое «Недовольство собой» приведите контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить - чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас, и запишите в колонке «Контраргументы». На второй этап работы также отводится до 5 минут. Затем вы объединитесь в малые группы по 3-4 человека и обсудите свои записи».
Рекомендации ведущему. Если есть возможность, то необходимое количество таблиц целесообразно заготовить заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально, желательно включить легкую музыку.
При организации работы на втором этапе, в микрогруппах, следует обратить внимание участников на то, чтобы они садились в группу с теми людьми, которых они меньше всего знают или с которыми еще не работали на данном занятии. Этот принцип желательно соблюдать во время всего тренинга: как можно больше контактов и общения с различны-
МИ ЛЮДЬМИ.