Психологический комментарий. При анализе этого упражнения вам следует обратить внимание на ощуще­ния участников, когда они были в роли высту­пающего

При анализе этого упражнения вам следует обратить внимание на ощуще­ния участников, когда они были в роли высту­пающего. Какими способами и приемами они пользовались, чтобы убедить такие разные аудитории?

3. «401-й способ»

Всего полезней в жизни предусмотрительность и здравый смысл.

Софокл

«Все вы наверняка знаете историю пред­принимательской деятельности Остапа Бендера. Этот литературный герой находил вы­ход из самых неожиданных ситуаций. Так, в одной из них он сумел продать заезжим ино­странцам за довольно крупную сумму неско­лько оригинальных рецептов изготовления самогона. При этом О. Бендер всегда подчер­кивал, что чтит Уголовный кодекс. Это нема­ловажная деталь. Итак, вы оказались в очень трудной ситуации: отстали от поезда. Деньги, документы, одежда остались в вагоне. Город вам незнаком, в нем нет ни родных, ни близ­ких. Билет до места, где вы живете, стоит 500 рублей. При наличии денег можно уехать через 1,5 часа, следующий поезд только через сутки. Что бы вы предприняли, разумеется, в рамках закона? Чтите Уголовный кодекс!»

Более сложный вариант - до поезда 20 ми­нут.

Рекомендации ведущему. Участни­ки в течение 5 минут работают инди­видуально, записывая свои варианты. Затем они объединяются в малые группы (по 4-5 человек), обсуждают предложения по вы­ходу из этой затруднительной ситуации и определяют победителя. Он получает 5 баллов и распределяет остальные между членами группы (4, 3, 2 и 1 балл).

Один из вариантов этого упражнения: «Придумайте и запишите по одной затрудни­тельной ситуации, в которой человек должен проявить находчивость, оригинальность мышления, быстроту действий, умение общаться с разными людьми. А теперь передайте друг дру­гу описание этих ситуаций и приступайте к поискам выхода из нее». Остальная работа по основному варианту.

4. Деловая игра «Прибыль предпринимателя»

Никакой успех в жизни невозможен без упражнения. Диоген Синопский

Цель игры - познакомить участни­ков с процессом формирования при­были от предпринимательской дея­тельности, развить умения составлять тех­нологические карты и вести элементарные финансовые расчеты, проводить деловые пе­реговоры и заключать контракты.

Содержание игры. В данной игре моделируется процесс организации предпринимателем наиболее прибы­льного производства на основе заключения сделок купли-продажи необходимых экономи­ческих ресурсов в соответствии с имеющейся технологической картой. Каждый участник в начале игры получает у ведущего стартовый ка­питал (как в денежных единицах - монетах, так и в виде натуральных экономических ре­сурсов по одному из вариантов - А, Б или В). Суммарный капитал равен 20 000 монет, под 25% годовых (на весь период игры).

Базовые цены экономических ресурсов: здание - 1000; сырье - 300; оборудование -500; рабочие - 500; технология - 1000; транс­порт - 500.

P. S. Стартовый капитал может выдавать универсальная биржа (функции служащих биржи выполняют 2-3 человека). Причем це­лесообразно распределять экономические ре­сурсы равномерно, например, на группу уча­стников в 30 человек в следующей пропор­ции: первые 10 участников (каждый из них) получают вариант Б (оборудование и рабо­чих); каждый из второй десятки участников получает вариант А (здания и сырье) и остав­шиеся 10 человек - вариант В (технологию и транспорт). Расчеты стартового капитала произведены для группы участников из 30 че­ловек. В случае необходимости указанные цифры умножаются на поправочный коэф­фициент. Например, если в игре принимает участие 20 человек, то коэффициент будет ра­вен 20:30 = 0,7, т. е, все цифры (составляю­щие) стартового капитала умножаются на 0,7. Деньги сразу заносятся участниками на лице­вой счет, а экономические ресурсы - в балан­совую ведомость.

Задача каждого участника - организовать производство, т. е. приобрести все необходи­мые экономические ресурсы по одному из ти­пов производства, указанных в технологической карте. В этих целях можно совершать бартерные сделки, сделки купли-продажи ре­сурсов по согласованным между сторонами ценам, покупать ресурсы на универсальной бирже по биржевым ценам.

Каждый участник должен стремиться к наиболее прибыльному производству. При­мерный расчетный уровень прибыли приве­ден в технологической карте. Приобретая экономические ресурсы, необходимые ему для организации производства, участник ве­дет балансовую ведомость наличия и движе­ния экономических ресурсов.

Комментарий к балансовой ведомо­сти. В этой ведомости фиксируются все опе­рации с экономическими ресурсами. В начале игры участник в строку «Приобретено» впи­сывает полученные по варианту А, Б или В в качестве стартового капитала экономические ресурсы - в единицах и на сумму (в базовых ценах). Например (вариант А): здания - 7 ед. на сумму 7000 монет и сырье - 30 единиц на сумму 9000 монет. Затем участник записывает

б эту же строку все приобретенные в ходе торгов (обмена) экономические ресурсы, ука­зывая их количество в единицах и сумму, ко­торую он уплатил за эти ресурсы. Приведен­ные выше базовые цены являются ориентиро­вочными, с их помощью рассчитана прибыль каждого типа производства. Участники вправе назначать свои цены на любой вид экономи­ческих ресурсов.

На каждый производственный цикл, т. е. организацию того или иного типа производ­ства, участник должен завести новую балансо­вую ведомость. В этом случае в строку «При­обретено» сначала вписываются данные из строки «Остаток на складе» предыдущей ба­лансовой ведомости, а уже затем вновь при­обретаемые экономические ресурсы. Набрав нужное количество экономических ресурсов

для организации одного из типов производ­ства, участник обращается на универсальную биржу для «продажи» своей продукции и по­лучения выручки от ее реализации.

Служащие биржи покупают у предприни­мателей их «продукцию», внимательно про­сматривая строку «Сдано на биржу» в балан­совой ведомости. Во-первых, количество еди­ниц экономических ресурсов в балансовой ведомости и технологической карте (по од­ному из типов производства) должно полно­стью соответствовать. Во-вторых, количество единиц экономических ресурсов, сдаваемых на биржу, должно быть равным или больше количества единиц экономических ресурсов, приобретенных в ходе заключенных сделок, бартерного обмена и т. п.

Служащий биржи, принимая комплект эко­номических ресурсов, необходимых для од­ного из типов производства, вычеркивает их из балансовой ведомости данного предпри­нимателя и переводит на его лицевой счет сумму, указанную в технологической карте в графе «Выручка». Все денежные расчеты в иг­ре осуществляются безналичным способом. Каждый участник самостоятельно ведет свой лицевой счет. (Подробные сведения о запол­нении лицевого счета приведены в разделе «Третье занятие».)

При этом суммы, уплаченные за приобре­тенные экономические ресурсы, в строке «Приобретено» балансовой ведомости дол­жны соответствовать суммам в графе «Расход» лицевого счета, так как этим фиксируются за­траты на приобретение экономических ре­сурсов. А суммы, полученные участником за реализацию, продажу своих ресурсов, должны соответствовать суммам в графе «Приход» ли­цевого счета, так как этим фиксируются де­нежные доходы участника. Служащие биржи труда при расчете с предпринимателем, который организовал производство по одному из типов, могут по его желанию выплатить вы­ручку деньгами или продать один вид эконо­мического ресурса, стоимость которого не должна превышать выручку, полученную этим предпринимателем. В этом случае экономи­ческий ресурс продается биржей по бирже­вой цене с повышающим коэффициентом от 1,1 до 2,0 (или даже 3,0).

Например, один из участников организо­вал производство с 25% прибыли. Служащий биржи проверил документы и разрешил полу­чить выручку в размере 17 000 м. Этот участ­ник может получить на бирже свои 17 000 м. и записать их в свой лицевой счет. Если же он хочет купить на бирже один из экономиче­ских ресурсов, он называет количество еди­ниц этого ресурса. Тогда служащий биржи, ориентируясь на спрос и предложение на этот экономический ресурс на внутреннем рынке, назначает биржевую цену с повышаю­щим коэффициентом. Причем биржа не дол­жна продавать ресурсы ниже базовых цен.

Скажем, в данном случае служащий биржи назвал повышающий коэффициент - 1,2. Это значит, что цена экономического ресурса -здания, которые хочет купить на бирже пред­приниматель, равняется: 1000 х 1,2 = 1200 мо­нет. Именно по этой цене предприниматель и приобретает необходимый ему экономиче­ский ресурс на сумму 12 000 монет, т. е. на сумму, не превышающую полученную выруч­ку. Остальные деньги (5000 м.) он записывает в свой лицевой счет. Участник вправе взять в банке дополнительный кредит на любую сум­му, но в этом случае ссудный процент за этот кредит увеличивается вдвое (50% годовых, т. е. на всю игру).

Участники вправе организовывать фирмы, т. е. объединяться в группы по нескольку че­ловек. В этом случае они должны зарегистрироваться у координатора (ведущего) или на бирже, уплатить при регистрации государст­венную пошлину в размере 10% от их суммар­ного стартового капитала и, кроме того, в конце игры - уплатить дополнительный на­лог на доход в размере 20% итоговой суммы прибыли их фирмы.

Прибыль определяется как разность между полученной выручкой и суммой затрат на приобретение экономических ресурсов, не­обходимых для организации производства. Если кто-то из участников создал свою фирму без государственной регистрации и уплаты пошлины, он в конце игры штрафуется в раз­мере 50% от всей полученной прибыли.

Собственно игра заключается в том, что участники, ведя активные переговоры и за­ключая торговые сделки, стремятся максими­зировать получаемую прибыль. Игра может длиться от 1 до 1,5 ч.

Итоги подводятся следующим образом-, суммируются остаток денежных средств на ли­цевом счету и стоимость остатка экономиче­ских ресурсов на складе по балансовой ведомо­сти. При этом стоимость экономических ре­сурсов рассчитывается по базовым ценам. Из этой итоговой суммы вычитается первоначаль­ный стартовый капитал, в данном примере -20 000 м. и 25% годовых от этой суммы. Если участник брал дополнительный кредит, то он вычитает и сумму взятого кредита, и ссудный процент (50% годовых). По величине оставше­гося капитала определяется победитель игры -самый эффективный предприниматель.

Возможны и другие варианты игры: Участники вступают в экономические отно­шения без первоначального стартового капи­тала. Каждый из них вправе взять любой кре­дит в коммерческом банке (функции служа­щего коммерческого банка выполняет один из участников). Причем кредит выдается, разумеется, под определенный процент, и чем больше сумма кредита, тем больше ставка ссудного процента. Затем на эти деньги мож­но приобрести на бирже необходимые эко­номические ресурсы для организации того или иного типа производства. Участники име­ют право в качестве первоначального старто­вого капитала получить либо только деньги (примерно 20 000 монет), либо только эконо­мические ресурсы по базовым ценам пример­но на эту же сумму. Все остальные правила остаются прежними.

5. Тест «Способность ориентироваться»

Успех - это удачное достижение желаемой цели. Hoa Вебстер

«Для любого человека важно уметь ориен­тироваться в неожиданной ситуации. Что бы ни случилось, нужно не потерять голову и до­стойно выйти из создавшегося положения, со­хранив достоинство и жизнь, если речь идет о чрезвычайных обстоятельствах. Вам предла­гается тест, который поможет определить ва­ши способности ориентироваться в различ­ных ситуациях. Отвечать нужно «да» или «нет».

Вопросы:

1. Вы идете с другом по улице. Вдруг вы уви­дели, что прямо на вас несется на большой скорости автомобиль. Ваш друг бросился вле­во. А вы? Вы побежите в ту же сторону?

2. Вам надо уходить из дома, а вы не може­те найти ключи. Пробуете ли вы спокойно подумать, вспомнить еще раз, куда вы их поло­жили?

3. Хорошо ли вы ориентируетесь на мест­ности в темноте?

4. Любите ли вы исследовать, изучать не­знакомые места, например, в своем родном го­роде ходить в те районы, где вы еще ни разу не были?

5. Легко ли вы решаете задачи на сообрази­тельность?

6. Вы попали на необитаемый остров. Ста­нете ли вы рассматривать его целиком, прежде чем найти место для ночлега?

7. Вам нравится быть на природе в одино­честве?

8. Вы быстро принимаете решение в крити­ческой ситуации?

9- Летом вы заблудились в лесу. Достаточно ли у вас знаний, чтобы продержаться пару дней без запасов еды и воды?

10. Если вы заметите непорядок в своем кос­тюме, сумеете ли вы быстро и незаметно для окружающих исправить его?

11. Вы забыли все свои карманные деньги до­ма. Сможете ли вы найти необходимую сумму достаточно быстро?

12. Оказавшись в компании совершенно не­знакомых людей, сразу ли вы находите тему для разговора?

Обработка результатов

За каждый положительный ответ засчитай­те себе по одному баллу.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От О до 4 баллов. Вы человек крайне неса­мостоятельный, предпочитаете, чтобы реше­ния за вас принимали другие люди. Вследст­вие этого вам очень трудно ориентироваться в неожиданно сложившейся ситуации, осо­бенно когда рядом нет человека, который мог бы принять необходимое решение.

Упражнение «Киногерой»

Вам нужно поработать над собой, иначе в критической ситуации вам придется туго. Ес­ли такая ситуация наступает, вам лучше всего представить себя киногероем - сильным, уве­ренным в себе, у которого все и всегда полу­чается. Войдите в этот образ и действуйте так же, как он, ваш киногерой. Говорите громко и четко, зная, что вас слышат. Ходите уверенно и с чувством собственного достоинства, ведь на вас смотрят ваши почитатели.

Ведите себя так до тех пор, пока не прой­дет чувство страха и неуверенности в своих силах. Впрочем, оставайтесь в этой роли как можно дольше, это поможет вам преодолеть некоторую стеснительность и повысить соб­ственную самооценку.

От 5 до 8 баллов. Вы человек, который да­же в самых критических ситуациях не попа­дает впросак. Ошибки, которые вы допускае­те, связаны не с вашим неумением ориенти­роваться в обстановке, а с нежеланием именно в данный момент спокойно подумать, прежде чем принять необходимое решение.

Упражнение «Взвешенное решение»

Вам стоит поработать над собой, с тем что­бы вы могли принимать в критической ситуа­ции более обдуманные решения. Для этого во­оружитесь простым и надежным правилом: «Окончательное решение принимается толь­ко через минуту после первого варианта». Это поможет вам избежать серьезных ошибок, конфликтов и т. п.

От 9 до 12 баллов. Вы любите экстремаль­ные ситуации больше, чем спокойную жизнь, так как считаете, что только в трудных усло­виях можно тренировать быстроту и правиль­ную реакцию. Тренировки, безусловно, нужны, но иногда при том вы бываете безрассудны.

Упражнение «Предосторожность»

Вам нужно быть более осмотрительным, иначе вы можете попасть в очень неприятное положение. Хорошо, если все произойдет то­лько с вами, а если вы непроизвольно втянете в это своих родных, близких или друзей? Поэ­тому прежде всего научитесь быть осмотрите­льным и осторожным, пытайтесь предусмот­реть все отрицательные последствия своих решений. И только после этого начинайте действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: