Подходы и типы определений человека

Вопрос «Что такое человек?» является рубежом общечеловеческого самосознания. Антропологи замечают, что первые рисунки и первые мифы свидетельствуют о еще нерасчлененном восприятии человеком себя и мира. И лишь ко времени появления антропогенных мифов, человек начинает осознавать свое отличие от мира живой и неживой природы и соответственно определить, что он есть. Именно возникновение подобного вопроса открывает осознание нами того факта, что мы, люди уникальны и потому одиноки в мире.

Пытаясь ответить на вопрос «Что значит человек?», уже в детстве, мы сталкиваемся с невозможностью его решения. Обращаясь к нему, наша мысль как бы упирается в невидимую преграду, оказывается в ловушке. И ситуация эта повторяется вне зависимости от того в каком возрасте мы обращаемся к решению этой проблемы, или каким интеллектом обладаем. Глубокий старец, так же как юноша или ребенок не в силах дать исчерпывающего определения человеку. Мудрец, ученый, равно как и «простак» становится в тупик, пытаясь ответить на вопрос «Что такое человек?».

Существует легенда, согласно которой, ученики, которым Аристотель излагал свое этическое учение, перебили его вопросом: «Учитель, не кажется ли тебе, что прежде, чем давать определение добродетельному человеку, необходимо дать определение человеку вообще? Скажи нам, что такое человек?» На что Аристотель, немного подумав, сказал – «Человек это двуногое без перьев». Ученики остались недовольны таким определением, и на следующий день принесли живого ощипанного петуха. У него были две ноги, и не было перьев. «Вот твой человек» - сказали они учителю. Тогда Аристотель уточнил – «Человек это двуногое без перьев, у которого мягкая мочка уха». Эта легенда, принадлежащая Диогену Лаэртскому, очень хорошо демонстрирует всю сложность, и даже невозможность определения человека. Конечно же, величайший философ античности понимал, что нельзя определить человека как «двуногое без перьев», но он понимал и то, что не понимали его ученики – человека вообще нельзя определить. Своими ответами он показал два препятствия, которые необходимо, но невозможно преодолеть, для того чтобы дать исчерпывающее определение человеку.

Прежде чем указать, с чем связаны трудности решения вопроса «Что значит человек?», скажем несколько слов об определениях вообще. Все определения, которые мы даем как в быту, так и в науке, можно разделить на два типа: родо-видовые и описательные. На практике, научные определения, как правило, сочетают в себе оба этих типа.

Родо-видовые определения состоят как бы из двух частей, в первой – указывается род, к которому можно отнести определяемую вещь, а во второй – указываются ее отличительные (видовые) признаки, т.е. то, что отличает ее от однородных предметов. Например, на вопрос «Что такое стол?» можно сказать – стол это предмет мебели, служащий для письма и еды. То есть, стол, по своей видовой принадлежности, такая же вещь как и стул, шкаф, диван, кресло – мебель, используемая человеком внутри жилища. Но в отличие от прочих предметов мебели, он служит для письма и еды.

Описательные определения содержат в себе отличительные и существенные признаки определяемого предмета, т.е. как бы дают его устный портрет, с указанием того главного, что делает этот предмет именно этим предметом. Например, тот же стол можно определить как твердую горизонтальную поверхность, удаленную от пола при помощи одной или нескольких подставок.

Возвращаясь к определению человека, мы можем теперь указать две трудности, с которыми сталкивается наше сознание при попытке его формулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: