Совет Мудрейших

Роль жюри на «Философских играх» принадлежит Совету Мудрейших. Специфика методики, сам способ построения конкурсных заданий и бесед со зрителями не предполагает правильных или неправильных ответов, поэтому в игре не бывает победителей и побежденных, не присуждаются 1-е, 2-й и т.д. места. Своеобразное премирование участников призами вынесено за рамки игрового действа, на нем не

 
 

акцентируется внимание в процессе самой игры.

Суть деятельности «Мудрейших» заключается, прежде всего, в том, чтобы дать квалифицированный анализ и оценку выполнению заданий каждого конкурса, выявить и поощрить наиболее яркие выступления из зала. Кроме того, Совет Мудрейших выступает арбитром во всех нестандартных ситуациях. Требования к членам Совета Мудрейших такие же, как и к ведущему – наличие достаточной философской культуры, обширной эвристической базы, умение чувствовать игру и ориентироваться на общемировоззренческий настрой зала, отсутствие стремления к «менторскому» поучению и излишней категоричности суждений.

Мудрейшие определяют количество баллов (флясиков), заработанные игроками за выполнение каждого задания, оценивают высказывания из зала, проводят отбор идей для продажи.

Мы исходим из того, что все дети талантливы, все способны к продуцированию идей, все достойны награды. Поэтому мудрейшие выполняют еще и роль своеобразных экспертов, которые показывают авторам (а в роли авторов выступают все участники игры, т.к. все задания требуют авторства) объективную весомость их мнения, степень его обоснованности, включенности в общий философский контекст, удачность найденной художественной формы. В моей практике еще не встречалось случая, чтобы кто-то вообще не справился с заданием, не смог отреагировать на идею, полученную в качестве информации к размышлению. Иногда мы встречаемся со зрелыми формами рефлексивного сознания, особенно, после нескольких занятий в клубе, иногда с пробуждающимися - и то, и другое нуждается в поддержке.

 
 

Выступление мудрейших никогда не ограничивается просто выставлением оценок, кому-то – 5 флясков, кому-то – 10. Их задача найти – за что похвалить каждого, еще раз повторить наиболее интересные мысли и идеи, чтобы зафиксировать на них внимание. То же и с оценкой наиболее удачных высказываний в зале во время беседы: мудрейшие фиксируют те идеи, которые показались им самыми оригинальными, глубокими.

Эта практика имеет и содержательные и технологические основания. С содержательной точки зрения, все еще раз обращают внимание, на ту мысль, которую, возможно, пропустили во время беседы, она им не показалась значимой, а уважаемые эксперты сообщили им, что «это хорошо» и т.п., начинается осмысление – а почему эту мысль отметили, а мою нет? Что в ней есть такого, что я не сумел сказать? Так постепенно воспитывается и культура мышления, а отмечаемые мудрейшими идеи, уже могут рассматриваться как образцы. Технологически в процессе беседы очень трудно наблюдателю запомнить кто, что говорил, поэтому мудрейшие фиксируют и называют не авторов, а понравившиеся высказывания, сами же участники беседы «признаются», кому оно принадлежит. Иногда бывают случаи (правда, очень редко), когда автором отмеченной мысли старается представиться тот, кто им не является: то ли он подумал тоже самое, то ли схитрил, чтобы получить флясик, не знаю. Но характерно то, что замечают это многие, но никто, даже дети, на моей памяти ни разу заявил об этом вслух, флясик самозванец получает, но, как правило, такие «хитрецы» не удерживаются в клубе, ведь чужие идеи присваивает тот, кто не может создать собственных, а в нашей игре на чужих идеях далеко не уедешь, разве что в отборочном конкурсе, где разрешается после получения задания проконсультироваться в течении 30 секунд с любым, сидящим в зале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: