ИГРА «ТРАДИЦИЯ»

Вводная беседа: Откуда берутся традиции? Кто создает традиции? С чем связаны традиции? Что общего и отличного у традиции и обычая? Какую роль традиции играют в культуре? Давайте представим себе культуру в виде здания, – чем здесь будут традиции? Если представить себе их родственниками, – в каких они отношениях? Какие вы знаете традиции? Что могут традиции? Что противостоит традициям? Традиции нужны или нет? Полезны или нет? Вы следуете традициям? Вам нравится следовать традициям? (Если да, то почему, если нет, тоже – почему)

Тур 1. «Зачем нужны традиции?»

Отборочный конкурс – п родолжить одним определением в одно слово фразу: «Традиции бывают…» (национальными, древними, устойчивыми и т.д.)

Участники получают карточки с высказыванием К.Леонтьева. Задание - Пояснить данную мысль и, используя ее, придумать притчу, в которой фигурировали бы КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИЯ, ОБЫЧАЙ, НРАВЫ, отвечающую на вопрос – Зачем нужны традиции?

«Цивилизация, культура, есть именно та сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, философских, и художественных), которая вырабатывается всей жизнью народа, его традициями. Она как продукт принадлежит государству; как пища, как достояние она принадлежит всему миру». Константин Леонтьев

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка 10 флясиков

Во время подготовки ведущий предлагает поиграть в игру «Можно жить без традиций?» Присутствующим предлагается вспомнить какую-либо традицию, которая существует в обществе, а затем описать жизнь без этой традиции. Можно ли сказать, что традиция живет? Существуют ли мертвые традиции? Например? Присутствующим предлагается описать жизненный путь традиции вообще, какой-то конкретной традиции, в частности (например, Татьянин день).

Тур 2. «Традиции и новации»

Отборочный конкурс – рифмы к слову «традиция», все присутствующие записывают рифмы и потом сочиняют буриме.

Всем участникам раздаются карточки с отрывками из произведений русских философов.

Заданиевыбрать из двух точек зрения одну, обосновав свой выбор, и разыграть сцену суда, используя помощь зала, в котором выступить либо адвокатом, либо прокурором по отношению к разрушителям исконно русских традиций и внедрения на Руси западных, привлекая в качестве других участников процесса (обвиняемых, свидетелей и т.п.) исторических персонажей.

1. «Все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

1. Искажение народного быта и замена его формами чуждыми, иностранными…

2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву…

3. Взгляд как на внутренние так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения…

Чем искреннее и бескорыстнее усваивали мы себе одну из европейских точек зрения, тем глубже ненавидела нас Европа». Николай Данилевский

2. «Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написална нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим Европе и Западу… то, что он сделал было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бессильны создать ей будущее…» Петр Чаадаев.

Время на подготовку – 10 минут, высший балл 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий просит присутствующих высказаться по поводу китайской пословицы – «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен», связав ее с темой. Игра – придумай традицию. Всем присутствующим предлагается придумать какую-то традицию, которая могла бы быть полезной сегодня.

3 тур. Ведущий зачитывает отрывок из произведения Гиляровского «Москва и москвичи». «Татьянин день», 12 января старого стиля, был студенческий праздник в Московском университете. Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике и горланили. Недаром во всех песенках рифмуется: "спьяна" и "Татьяна"! Это был беззаботно-шумный, гулящий день. И полиция, такие она имела расчеты и указания свыше, - в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам. Тогда любимой песней была "Дубинушка".

12 января утром – торжественный акт в университете в присутствии высших властей столицы. Три четверти зала наполняет студенческая беднота, промышляющая уроками: потертые тужурки, блины-фуражки с выцветшими добела, когда-то синими околышами... Но между ними сверкают шитые воротники роскошных мундиров дорогого сукна на белой шелковой подкладке и золочеными рукоятками шпаг по моде причесанные франтики; это дети богачей.

По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая «Gaudeamus igitur» («Итак, радуйтесь, друзья...» (название старинной студенческой песни на латинском языке).), движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные. Но идет исключительно беднота; белоподкладочники, надев "николаевские" шинели с бобровыми воротниками, уехали на рысаках в родительские палаты.

Зарядившись в пивных, студенчество толпами спускается по бульварам вниз на Трубную площадь, с песнями, но уже "Gaudeamus" заменен "Дубинушкой". К ним присоединилось уже несколько белоподкладочников, которые, не желая отставать от товарищей, сбросили свой щегольской наряд дома и в стареньких пальтишках вышагивают по бульварам. Перед «Московскими

Ведомостями» все останавливаются и орут:

И вырежем мы в заповедных лесах

На барскую спину дубину...

И с песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль «Эрмитажа», с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице, с которой предупредительно сняты, ради этого дня, обычные мягкие дорогие ковры. Еще с семидесятых годов хозяин «Эрмитажа» француз Оливье отдавал студентам на этот день свой ресторан для гулянки.

Традиционно в ночь на 12 января огромный зал "Эрмитажа" преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино… В этот день даже во времена самой злейшей реакции это был единственный

зал в России, где легально произносились смелые речи. "Эрмитаж" был во власти студентов и их гостей ­– любимых профессоров, писателей, земцев, адвокатов.

Пели, говорили, кричали, заливали пивом и водкой пол--в зале дым коромыслом! Профессоров поднимали на столы...». Владимир Гиляровский

Задание – Придумать и разыграть миниатюру (в любом жанре, хореографическую, драматическую, пантомимную) эстрадного спортивного и т.п.), в котором было бы отражено развитие существующей традиции празднования Татьянина дня.

Аукцион идей.

Магазин

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: