Межгосударственное объединение

В современном мире все большее распространение получают новые формы

объединения государств - межгосударственные союзы, которые могут

существовать в форме сообщества, содружества и др. Это обусловлено двумя

по своей сути противоположными процессами: во-первых, процессами

дезинтеграции и распада государств, а, во-вторых, стремлением государств к

их экономической и политической интеграции.

Межгосударственное объединение - это союз суверенных государств,

созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической

и политической интеграции государств - участников.

Государства - участники межгосударственного объединения сохраняют

свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий

надгосударственным органам, которые координируют деятельность

государств - участников.

Правовой основой образования межгосударственного объединения

являются конституции государств-участников

Правовой основой формирования и деятельности системы

межгосударственных органов являются договоры об образовании

межгосударственных объединений и их уставы. В этих документах

определяется порядок вступления в межгосударственное объединение и

выхода из него.

На сегодняшний день можно привести целый ряд примеров реально

существующих межгосударственных объединений: Британское содружество

наций, Европейский союз, Совет Европы, Содружество Независимых

Государств, Союз Белоруссии и России.

Система органов межгосударственного объединения выглядит следующим

образом:

 Высший орган (как правило, совет глав государств).

 Исполнительный орган.

 Административный орган (секретариат).

 Комитеты и комиссии по специальным вопросам.

 Иногда создаются специальные органы, например: в составе Совета

Европы созданы Европейский Суд и Европейская комиссия по правам

человека.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями

решать внутренние проблемы государств - участников, а также объединять их

ресурсы для выполнения внешних задач.

Межгосударственные объединения имеют в основном переходный

характер. В зависимости от исторических тенденций их развития они могут

выступать в качестве этапа окончательной дезинтеграции или этапа на пути

движения к созданию единого государства.__

22 Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе • этапе идеализации • важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В современной России, когда в результате смены политического Режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?

Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

23 Условия реализации политической деятельности образуются лабильными (лат. - неустойчивыми, изменяющимися) факторами, которые, с одной стороны как бы ограничивают и направляют политическое действие, а с другой - под влиянием этого действия они сами постоянно изменяются. Такими факторами могут быть внутренняя обстановка в стране; дееспособность политических институтов; соотношение политических сил в стране; внешнеполитическая ситуация и т.д.

Важное место в политическом действии принадлежит формам и способам его осуществления.

Выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. В реализации этих форм применяют целый набор разнообразных способов и средств. Исходя из этого важнейшим мирным способом политического действия является реформа - изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Она не предусматривает переход власти. К мирным способам политического действия примыкает конформизм (лат. - сходный, подобный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. К мирным формам политического действия можно отнести решение политических проблем парламентским путем, т.е. посредством внесения изменений в конституцию, принятие законов, заключение договоров, использование избирательной системы, межгосударственных, межпартийных переговоров.

Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики. Насилие - преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др.

Насилие - неотъемлемая сторона всей человеческой истории. Некоторые ученые отмечают его решающую роль в истории (так, например, К. Маркс выделяет классовую борьбу).

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, вооруженный конфликт, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война - это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, межклассовой или гражданской, межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Война и вооруженный конфликт – формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия, различающиеся степенью его применения.

Война и вооруженный конфликт – не прекращение прежней политики, а продолжение ее иными, т.е. насильственными, средствами. Причинами этого являются разного рода социальные противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.п. В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну или вооруженный конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. Для нашего века стали характерны мировые войны, выразившие как взаимозависимость современного мира, так и раздиравшие его межимпериалистические противоречия.

Единство и различие войн и вооруженных конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войн и вооруженных конфликтов. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооруженного конфликта. Политические цели войны формируются задолго до ее начала и определяют ее подготовительную фразу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, политики, дипломатии, идеологии.

В техническом отношении война отличается от вооруженного конфликта более масштабным и разнообразным применением средств вооруженной борьбы. Помимо действий сухопутных войск, в современной войне важную роль играют воздушные наступательные операции, а также данные космической разведки.

В настоящее время, с окончанием “холодной войны” между Западом и Востоком, войны чаще всего возникают из вооруженных конфликтов на межэтнической основе или по причине территориальных споров между государствами.

Революция - качественное изменение в развитии природы, общества и познания (так например геологическая революция, НТР, культурная, социальная).

Революция политическая (от лат. revolutio - поворот, переворот) - насильственный способ принципиального изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, стремящегося к завоеванию политического господства. В конечном счете политическая революция направлена на создание такой общественной целостности, которая соответствует интересам исторически господствующего класса.

К первым политическим революциям обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Англия, Франция XVII- XVIII веков). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролетариата. По мысли этих идеологов пролетариата, революцию этого класса организует партия на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое общество.

Пролетарская революция в России в 1917г. и иные подобные революции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали.

Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической, политической структуре общества. Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Контрреволюция сопровождает всякую революцию, так как господствующие классы добровольно не отдают власть.

Диктатура- (лат. неограниченная власть) - система политического господства какого-либо класса в классовом обществе. Диктатура есть особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции. Диктатуру делят на революционную, контрреволюцию, авторитарную.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор - расправа с политическими противниками насильственными способами, использование различных средств для того, чтобы вызвать. страх у политических противников, населения, для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории.

Терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - политика и тактика террора, т. е. совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм довольно широко использовался в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои.

Маргинальность политическая (от лат.marginalis - край, сторона) - форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Основой политической маргинальности является механизм социальной трансформации личности через идею всеобщего благополучия и гармонии как условия воздействия личности на социум.

Соотношением политического и гражданского обществ в рамках глобального общества очерчены границы политической маргинальности. Крайние аспекты этих составляющих определяются формой правления, в конечном счете выливаясь в содержание социальной жизни.

Компромисс в политике (лат. compromissum - соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающих компромисс.

Выделяют два вида политических компромиссов: вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Конвергенция (теория) (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Теория конвергенции из биологии была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентично значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то что это сходство зачастую носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Консенсус (лат. - согласие, единодушие) принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: